|
|
1.
|
Итак,
спрашиваю: неужели Бог отверг народ
Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от
семени Авраамова, из колена
Вениаминова.
|
2.
|
Не
отверг Бог народа Своего, который Он
наперед знал. Или не знаете, что говорит
Писание в [повествовании об] Илии? как
он жалуется Богу на Израиля, говоря:
|
3.
|
Господи!
пророков Твоих убили, жертвенники Твои
разрушили; остался я один, и моей души
ищут.
|
4.
|
Что же
говорит ему Божеский ответ? Я соблюл
Себе семь тысяч человек, которые не
преклонили колени перед Ваалом.
|
5.
|
Так и в
нынешнее время, по избранию благодати,
сохранился остаток.
|
6.
|
Но если
по благодати, то не по делам; иначе
благодать не была бы уже благодатью. А
если по делам, то это уже не благодать;
иначе дело не есть уже дело.
|
7.
|
Что же?
Израиль, чего искал, того не получил;
избранные же получили, а прочие
ожесточились,
|
8.
|
как
написано: Бог дал им дух усыпления,
глаза, которыми не видят, и уши,
которыми не слышат, даже до сего дня.
|
9.
|
И Давид
говорит: да будет трапеза их сетью,
тенетами и петлею в возмездие им;
|
10.
|
да
помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и
хребет их да будет согбен навсегда.
|
11.
|
Итак
спрашиваю: неужели они преткнулись,
чтобы [совсем] пасть? Никак. Но от их
падения спасение язычникам, чтобы
возбудить в них ревность.
|
12.
|
Если же
падение их--богатство миру, и оскудение
их--богатство язычникам, то тем более
полнота их.
|
13.
|
Вам
говорю, язычникам. Как Апостол
язычников, я прославляю служение мое.
|
14.
|
Не
возбужу ли ревность в [сродниках] моих
по плоти и не спасу ли некоторых из них?
|
15.
|
Ибо
если отвержение их--примирение мира, то
что [будет] принятие, как не жизнь из
мертвых?
|
16.
|
Если
начаток свят, то и целое; и если корень
свят, то и ветви.
|
17.
|
Если же
некоторые из ветвей отломились, а ты,
дикая маслина, привился на место их и
стал общником корня и сока маслины,
|
18.
|
то не
превозносись перед ветвями. Если же
превозносишься, [то] [вспомни, что] не ты
корень держишь, но корень тебя.
|
19.
|
Скажешь:
`ветви отломились, чтобы мне привиться`.
|
20.
|
Хорошо.
Они отломились неверием, а ты держишься
верою: не гордись, но бойся.
|
21.
|
Ибо
если Бог не пощадил природных ветвей,
то смотри, пощадит ли и тебя.
|
22.
|
Итак
видишь благость и строгость Божию:
строгость к отпадшим, а благость к тебе,
если пребудешь в благости [Божией];
иначе и ты будешь отсечен.
|
23.
|
Но и те,
если не пребудут в неверии, привьются,
потому что Бог силен опять привить их.
|
24.
|
Ибо
если ты отсечен от дикой по природе
маслины и не по природе привился к
хорошей маслине, то тем более сии
природные привьются к своей маслине.
|
25.
|
Ибо не
хочу оставить вас, братия, в неведении о
тайне сей, --чтобы вы не мечтали о себе,
--что ожесточение произошло в Израиле
отчасти, [до времени], пока войдет
полное [число] язычников;
|
26.
|
и так
весь Израиль спасется, как написано:
придет от Сиона Избавитель, и отвратит
нечестие от Иакова.
|
27.
|
И сей
завет им от Меня, когда сниму с них
грехи их.
|
28.
|
В
отношении к благовестию, они враги ради
вас; а в отношении к избранию,
возлюбленные [Божии] ради отцов.
|
29.
|
Ибо
дары и призвание Божие непреложны.
|
30.
|
Как и вы
некогда были непослушны Богу, а ныне
помилованы, по непослушанию их,
|
31.
|
так и
они теперь непослушны для помилования
вас, чтобы и сами они были помилованы.
|
32.
|
Ибо
всех заключил Бог в непослушание, чтобы
всех помиловать.
|
33.
|
О,
бездна богатства и премудрости и
ведения Божия! Как непостижимы судьбы
Его и неисследимы пути Его!
|
34.
|
Ибо кто
познал ум Господень? Или кто был
советником Ему?
|
35.
|
Или кто
дал Ему наперед, чтобы Он должен был
воздать?
|
36.
|
Ибо все
из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки,
аминь.
|
|
|
1.
|
Итак
умоляю вас, братия, милосердием Божиим,
представьте тела ваши в жертву живую,
святую, благоугодную Богу, [для]
разумного служения вашего,
|
2.
|
и не
сообразуйтесь с веком сим, но
преобразуйтесь обновлением ума вашего,
чтобы вам познавать, что есть воля
Божия, благая, угодная и совершенная.
|
3.
|
По
данной мне благодати, всякому из вас
говорю: не думайте [о] [себе] более,
нежели должно думать; но думайте
скромно, по мере веры, какую каждому Бог
уделил.
|
4.
|
Ибо, как
в одном теле у нас много членов, но не у
всех членов одно и то же дело,
|
5.
|
так мы,
многие, составляем одно тело во Христе,
а порознь один для другого члены.
|
6.
|
И как,
по данной нам благодати, имеем
различные дарования, [то], [имеешь ли]
пророчество, [пророчествуй] по мере
веры;
|
7.
|
[имеешь
ли] служение, [пребывай] в служении;
учитель ли, --в учении;
|
8.
|
увещатель
ли, увещевай; раздаватель ли, [раздавай]
в простоте; начальник ли, [начальствуй]
с усердием; благотворитель ли,
[благотвори] с радушием.
|
9.
|
Любовь
[да будет] непритворна; отвращайтесь
зла, прилепляйтесь к добру;
|
10.
|
будьте
братолюбивы друг к другу с нежностью; в
почтительности друг друга
предупреждайте;
|
11.
|
в
усердии не ослабевайте; духом
пламенейте; Господу служите;
|
12.
|
утешайтесь
надеждою; в скорби [будьте] терпеливы, в
молитве постоянны;
|
13.
|
в
нуждах святых принимайте участие;
ревнуйте о странноприимстве.
|
14.
|
Благословляйте
гонителей ваших; благословляйте, а не
проклинайте.
|
15.
|
Радуйтесь
с радующимися и плачьте с плачущими.
|
16.
|
Будьте
единомысленны между собою; не
высокомудрствуйте, но последуйте
смиренным; не мечтайте о себе;
|
17.
|
никому
не воздавайте злом за зло, но пекитесь о
добром перед всеми человеками.
|
18.
|
Если
возможно с вашей стороны, будьте в мире
со всеми людьми.
|
19.
|
Не
мстите за себя, возлюбленные, но дайте
место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне
отмщение, Я воздам, говорит Господь.
|
20.
|
Итак,
если враг твой голоден, накорми его;
если жаждет, напой его: ибо, делая сие,
ты соберешь ему на голову горящие
уголья.
|
21.
|
Не будь
побежден злом, но побеждай зло добром.
|
|
|
1.
|
Всякая
душа да будет покорна высшим властям,
ибо нет власти не от Бога; существующие
же власти от Бога установлены.
|
2.
|
Посему
противящийся власти противится Божию
установлению. А противящиеся сами
навлекут на себя осуждение.
|
3.
|
Ибо
начальствующие страшны не для добрых
дел, но для злых. Хочешь ли не бояться
власти? Делай добро, и получишь похвалу
от нее,
|
4.
|
ибо
[начальник] есть Божий слуга, тебе на
добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он
не напрасно носит меч: он Божий слуга,
отмститель в наказание делающему злое.
|
5.
|
И
потому надобно повиноваться не только
из [страха] наказания, но и по совести.
|
6.
|
Для
сего вы и подати платите, ибо они Божии
служители, сим самым постоянно занятые.
|
7.
|
Итак
отдавайте всякому должное: кому подать,
подать; кому оброк, оброк; кому страх,
страх; кому честь, честь.
|
8.
|
Не
оставайтесь должными никому ничем,
кроме взаимной любви; ибо любящий
другого исполнил закон.
|
9.
|
Ибо
заповеди: не прелюбодействуй, не
убивай, не кради, не лжесвидетельствуй,
не пожелай [чужого] и все другие
заключаются в сем слове: люби ближнего
твоего, как самого себя.
|
10.
|
Любовь
не делает ближнему зла; итак любовь
есть исполнение закона.
|
11.
|
Так
[поступайте], зная время, что наступил
уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне
ближе к нам спасение, нежели когда мы
уверовали.
|
12.
|
Ночь
прошла, а день приблизился: итак
отвергнем дела тьмы и облечемся в
оружия света.
|
13.
|
Как
днем, будем вести себя благочинно, не
[предаваясь] ни пированиям и пьянству,
ни сладострастию и распутству, ни
ссорам и зависти;
|
14.
|
но
облекитесь в Господа нашего Иисуса
Христа, и попечения о плоти не
превращайте в похоти.
|
|
|
1.
|
Немощного
в вере принимайте без споров о мнениях.
|
2.
|
Ибо
иной уверен, [что можно] есть все, а
немощный ест овощи.
|
3.
|
Кто ест,
не уничижай того, кто не ест; и кто не
ест, не осуждай того, кто ест, потому что
Бог принял его.
|
4.
|
Кто ты,
осуждающий чужого раба? Перед своим
Господом стоит он, или падает. И будет
восставлен, ибо силен Бог восставить
его.
|
5.
|
Иной
отличает день от дня, а другой судит о
всяком дне [равно]. Всякий [поступай] по
удостоверению своего ума.
|
6.
|
Кто
различает дни, для Господа различает; и
кто не различает дней, для Господа не
различает. Кто ест, для Господа ест, ибо
благодарит Бога; и кто не ест, для
Господа не ест, и благодарит Бога.
|
7.
|
Ибо
никто из нас не живет для себя, и никто
не умирает для себя;
|
8.
|
а живем
ли--для Господа живем; умираем ли--для
Господа умираем: и потому, живем ли или
умираем, --[всегда] Господни.
|
9.
|
Ибо
Христос для того и умер, и воскрес, и
ожил, чтобы владычествовать и над
мертвыми и над живыми.
|
10.
|
А ты что
осуждаешь брата твоего? Или и ты, что
унижаешь брата твоего? Все мы
предстанем на суд Христов.
|
11.
|
Ибо
написано: живу Я, говорит Господь, предо
Мною преклонится всякое колено, и
всякий язык будет исповедывать Бога.
|
12.
|
Итак
каждый из нас за себя даст отчет Богу.
|
13.
|
Не
станем же более судить друг друга, а
лучше судите о том, как бы не подавать
брату [случая к] преткновению или
соблазну.
|
14.
|
Я знаю и
уверен в Господе Иисусе, что нет ничего
в себе самом нечистого; только
почитающему что-либо нечистым, тому
нечисто.
|
15.
|
Если же
за пищу огорчается брат твой, то ты уже
не по любви поступаешь. Не губи твоею
пищею того, за кого Христос умер.
|
16.
|
Да не
хулится ваше доброе.
|
17.
|
Ибо
Царствие Божие не пища и питие, но
праведность и мир и радость во Святом
Духе.
|
18.
|
Кто сим
служит Христу, тот угоден Богу и
[достоин] одобрения от людей.
|
19.
|
Итак
будем искать того, что служит к миру и
ко взаимному назиданию.
|
20.
|
Ради
пищи не разрушай дела Божия. Все чисто,
но худо человеку, который ест на
соблазн.
|
21.
|
Лучше
не есть мяса, не пить вина и не [делать]
ничего [такого], отчего брат твой
претыкается, или соблазняется, или
изнемогает.
|
22.
|
Ты
имеешь веру? имей ее сам в себе, пред
Богом. Блажен, кто не осуждает себя в
том, что избирает.
|
23.
|
А
сомневающийся, если ест, осуждается,
потому что не по вере; а все, что не по
вере, грех.
|
|
|
1.
|
Мы,
сильные, должны сносить немощи
бессильных и не себе угождать.
|
2.
|
Каждый
из нас должен угождать ближнему, во
благо, к назиданию.
|
3.
|
Ибо и
Христос не Себе угождал, но, как
написано: злословия злословящих Тебя
пали на Меня.
|
4.
|
А все,
что писано было прежде, написано нам в
наставление, чтобы мы терпением и
утешением из Писаний сохраняли
надежду.
|
5.
|
Бог же
терпения и утешения да дарует вам быть
в единомыслии между собою, по [учению]
Христа Иисуса,
|
6.
|
дабы вы
единодушно, едиными устами славили
Бога и Отца Господа нашего Иисуса
Христа.
|
7.
|
Посему
принимайте друг друга, как и Христос
принял вас в славу Божию.
|
8.
|
Разумею
то, что Иисус Христос сделался
служителем для обрезанных--ради истины
Божией, чтобы исполнить обещанное
отцам,
|
9.
|
а для
язычников--из милости, чтобы славили
Бога, как написано: за то буду славить
Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду
петь имени Твоему.
|
10.
|
И еще
сказано: возвеселитесь, язычники, с
народом Его.
|
11.
|
И еще:
хвалите Господа, все язычники, и
прославляйте Его, все народы.
|
12.
|
Исаия
также говорит: будет корень Иессеев, и
восстанет владеть народами; на Него
язычники надеяться будут.
|
13.
|
Бог же
надежды да исполнит вас всякой радости
и мира в вере, дабы вы, силою Духа
Святаго, обогатились надеждою.
|
14.
|
И сам я
уверен о вас, братия мои, что и вы полны
благости, исполнены всякого познания и
можете наставлять друг друга;
|
15.
|
но
писал вам, братия, с некоторою
смелостью, отчасти как бы в напоминание
вам, по данной мне от Бога благодати
|
16.
|
быть
служителем Иисуса Христа у язычников и
[совершать] священнодействие
благовествования Божия, дабы сие
приношение язычников, будучи освящено
Духом Святым, было благоприятно [Богу].
|
17.
|
Итак я
могу похвалиться в Иисусе Христе в том,
что [относится] к Богу,
|
18.
|
ибо не
осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего
не совершил Христос через меня, в
покорении язычников [вере], словом и
делом,
|
19.
|
силою
знамений и чудес, силою Духа Божия, так
что благовествование Христово
распространено мною от Иерусалима и
окрестности до Иллирика.
|
20.
|
Притом
я старался благовествовать не там, где
[уже] было известно имя Христово, дабы
не созидать на чужом основании,
|
21.
|
но как
написано: не имевшие о Нем известия
увидят, и не слышавшие узнают.
|
22.
|
Сие-то
много раз и препятствовало мне придти к
вам.
|
23.
|
Ныне же,
не имея [такого] места в сих странах, а с
давних лет имея желание придти к вам,
|
24.
|
как
только предприму путь в Испанию, приду
к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь
с вами и что вы проводите меня туда, как
скоро наслажусь [общением] с вами, хотя
отчасти.
|
25.
|
А
теперь я иду в Иерусалим, чтобы
послужить святым,
|
26.
|
ибо
Македония и Ахаия усердствуют
некоторым подаянием для бедных между
святыми в Иерусалиме.
|
27.
|
Усердствуют,
да и должники они перед ними. Ибо если
язычники сделались участниками в их
духовном, то должны и им послужить в
телесном.
|
28.
|
Исполнив
это и верно доставив им сей плод
[усердия], я отправлюсь через ваши
[места] в Испанию,
|
29.
|
и
уверен, что когда приду к вам, то приду с
полным благословением
благовествования Христова.
|
30.
|
Между
тем умоляю вас, братия, Господом нашим
Иисусом Христом и любовью Духа,
подвизаться со мною в молитвах за меня
к Богу,
|
31.
|
чтобы
избавиться мне от неверующих в Иудее и
чтобы служение мое для Иерусалима было
благоприятно святым,
|
32.
|
дабы
мне в радости, если Богу угодно, придти
к вам и успокоиться с вами.
|
33.
|
Бог же
мира да будет со всеми вами, аминь.
|
|
|
1.
|
Представляю
вам Фиву, сестру нашу, диакониссу
церкви Кенхрейской.
|
2.
|
Примите
ее для Господа, как прилично святым, и
помогите ей, в чем она будет иметь нужду
у вас, ибо и она была помощницею многим
и мне самому.
|
3.
|
Приветствуйте
Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во
Христе Иисусе
|
4.
|
(которые
голову свою полагали за мою душу,
которых не я один благодарю, но и все
церкви из язычников), и домашнюю их
церковь.
|
5.
|
Приветствуйте
возлюбленного моего Епенета, который
есть начаток Ахаии для Христа.
|
6.
|
Приветствуйте
Мариам, которая много трудилась для
нас.
|
7.
|
Приветствуйте
Андроника и Юнию, сродников моих и
узников со мною, прославившихся между
Апостолами и прежде меня еще
уверовавших во Христа.
|
8.
|
Приветствуйте
Амплия, возлюбленного мне в Господе.
|
9.
|
Приветствуйте
Урбана, сотрудника нашего во Христе, и
Стахия, возлюбленного мне.
|
10.
|
Приветствуйте
Апеллеса, испытанного во Христе.
Приветствуйте [верных] из дома
Аристовулова.
|
11.
|
Приветствуйте
Иродиона, сродника моего.
Приветствуйте из домашних Наркисса
тех, которые в Господе.
|
12.
|
Приветствуйте
Трифену и Трифосу, трудящихся о
Господе. Приветствуйте Персиду
возлюбленную, которая много
потрудилась о Господе.
|
13.
|
Приветствуйте
Руфа, избранного в Господе, и матерь его
и мою.
|
14.
|
Приветствуйте
Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова,
Ермия и других с ними братьев.
|
15.
|
Приветствуйте
Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и
Олимпана, и всех с ними святых.
|
16.
|
Приветствуйте
друг друга с целованием святым.
Приветствуют вас все церкви Христовы.
|
17.
|
Умоляю
вас, братия, остерегайтесь
производящих разделения и соблазны,
вопреки учению, которому вы научились,
и уклоняйтесь от них;
|
18.
|
ибо
такие [люди] служат не Господу нашему
Иисусу Христу, а своему чреву, и
ласкательством и красноречием
обольщают сердца простодушных.
|
19.
|
Ваша
покорность [вере] всем известна; посему
я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были
мудры на добро и просты на зло.
|
20.
|
Бог же
мира сокрушит сатану под ногами вашими
вскоре. Благодать Господа нашего
Иисуса Христа с вами! Аминь.
|
21.
|
Приветствуют
вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций,
Иасон и Сосипатр, сродники мои.
|
22.
|
Приветствую
вас в Господе и я, Тертий, писавший сие
послание.
|
23.
|
Приветствует
вас Гаий, странноприимец мой и всей
церкви. Приветствует вас Ераст,
городской казнохранитель, и брат Кварт.
|
24.
|
Благодать
Господа нашего Иисуса Христа со всеми
вами. Аминь.
|
25.
|
(14-24)
Могущему же утвердить вас, по
благовествованию моему и проповеди
Иисуса Христа, по откровению тайны, о
которой от вечных времен было умолчано,
|
26.
|
(14-25) но
которая ныне явлена, и через писания
пророческие, по повелению вечного Бога,
возвещена всем народам для покорения
их вере,
|
27.
|
(14-26)
Единому Премудрому Богу, через Иисуса
Христа, слава во веки. Аминь.
|