| |
Послание к Евреям
Главы: 1-13
|
|
1.
|
Бог,
многократно и многообразно говоривший
издревле отцам в пророках,
|
2.
|
в
последние дни сии говорил нам в Сыне,
Которого поставил наследником всего,
чрез Которого и веки сотворил.
|
3.
|
Сей,
будучи сияние славы и образ ипостаси
Его и держа все словом силы Своей,
совершив Собою очищение грехов наших,
воссел одесную (престола) величия на
высоте,
|
4.
|
будучи
столько превосходнее Ангелов, сколько
славнейшее пред ними наследовал имя.
|
5.
|
Ибо
кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты
Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду
Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?
|
6.
|
Также,
когда вводит Первородного во вселенную,
говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы
Божии.
|
7.
|
Об
Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами
Своими духов и служителями Своими
пламенеющий огонь.
|
8.
|
А о Сыне:
престол Твой, Боже, в век века; жезл
царствия Твоего--жезл правоты.
|
9.
|
Ты
возлюбил правду и возненавидел
беззаконие, посему помазал Тебя, Боже,
Бог Твой елеем радости более
соучастников Твоих.
|
10.
|
И: в
начале Ты, Господи, основал землю, и
небеса--дело рук Твоих;
|
11.
|
они
погибнут, а Ты пребываешь; и все
обветшают, как риза,
|
12.
|
и как
одежду свернешь их, и изменятся; но Ты
тот же, и лета Твои не кончатся.
|
13.
|
Кому
когда из Ангелов сказал [Бог]: седи
одесную Меня, доколе положу врагов
Твоих в подножие ног Твоих?
|
14.
|
Не все
ли они суть служебные духи, посылаемые
на служение для тех, которые имеют
наследовать спасение?
|
|
|
1.
|
Посему
мы должны быть особенно внимательны к
слышанному, чтобы не отпасть.
|
2.
|
Ибо,
если через Ангелов возвещенное слово
было твердо, и всякое преступление и
непослушание получало праведное
воздаяние,
|
3.
|
то как
мы избежим, вознерадев о толиком
спасении, которое, быв сначала
проповедано Господом, в нас
утвердилось слышавшими [от Него],
|
4.
|
при
засвидетельствовании от Бога
знамениями и чудесами, и различными
силами, и раздаянием Духа Святаго по
Его воле?
|
5.
|
Ибо не
Ангелам Бог покорил будущую вселенную,
о которой говорим;
|
6.
|
напротив
некто негде засвидетельствовал, говоря:
что значит человек, что Ты помнишь его?
или сын человеческий, что Ты посещаешь
его?
|
7.
|
Не
много Ты унизил его пред Ангелами;
славою и честью увенчал его, и поставил
его над делами рук Твоих,
|
8.
|
все
покорил под ноги его. Когда же покорил
ему все, то не оставил ничего
непокоренным ему. Ныне же еще не видим,
чтобы все было ему покорено;
|
9.
|
но
видим, что за претерпение смерти
увенчан славою и честью Иисус, Который
не много был унижен пред Ангелами, дабы
Ему, по благодати Божией, вкусить
смерть за всех.
|
10.
|
Ибо
надлежало, чтобы Тот, для Которого все и
от Которого все, приводящего многих
сынов в славу, вождя спасения их
совершил через страдания.
|
11.
|
Ибо и
освящающий и освящаемые, все--от
Единого; поэтому Он не стыдится
называть их братиями, говоря:
|
12.
|
возвещу
имя Твое братиям Моим, посреди церкви
воспою Тебя.
|
13.
|
И еще: Я
буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети,
которых дал Мне Бог.
|
14.
|
А как
дети причастны плоти и крови, то и Он
также воспринял оные, дабы смертью
лишить силы имеющего державу смерти, то
есть диавола,
|
15.
|
и
избавить тех, которые от страха смерти
через всю жизнь были подвержены
рабству.
|
16.
|
Ибо не
Ангелов восприемлет Он, но восприемлет
семя Авраамово.
|
17.
|
Посему
Он должен был во всем уподобиться
братиям, чтобы быть милостивым и верным
первосвященником пред Богом, для
умилостивления за грехи народа.
|
18.
|
Ибо, как
Сам Он претерпел, быв искушен, то может
и искушаемым помочь.
|
|
|
1.
|
Итак,
братия святые, участники в небесном
звании, уразумейте Посланника и
Первосвященника исповедания нашего,
Иисуса Христа,
|
2.
|
Который
верен Поставившему Его, как и Моисей во
всем доме Его.
|
3.
|
Ибо Он
достоин тем большей славы пред Моисеем,
чем большую честь имеет в сравнении с
домом тот, кто устроил его,
|
4.
|
ибо
всякий дом устрояется кем-либо; а
устроивший всё [есть] Бог.
|
5.
|
И
Моисей верен во всем доме Его, как
служитель, для засвидетельствования
того, что надлежало возвестить;
|
6.
|
а
Христос--как Сын в доме Его; дом же Его--мы,
если только дерзновение и упование,
которым хвалимся, твердо сохраним до
конца.
|
7.
|
Почему,
как говорит Дух Святый, ныне, когда
услышите глас Его,
|
8.
|
не
ожесточите сердец ваших, как во время
ропота, в день искушения в пустыне,
|
9.
|
где
искушали Меня отцы ваши, испытывали
Меня, и видели дела Мои сорок лет.
|
10.
|
Посему
Я вознегодовал на оный род и сказал:
непрестанно заблуждаются сердцем, не
познали они путей Моих;
|
11.
|
посему
Я поклялся во гневе Моем, что они не
войдут в покой Мой.
|
12.
|
Смотрите,
братия, чтобы не было в ком из вас
сердца лукавого и неверного, дабы вам
не отступить от Бога живаго.
|
13.
|
Но
наставляйте друг друга каждый день,
доколе можно говорить: `ныне`, чтобы кто
из вас не ожесточился, обольстившись
грехом.
|
14.
|
Ибо мы
сделались причастниками Христу, если
только начатую жизнь твердо сохраним
до конца,
|
15.
|
доколе
говорится: `ныне, когда услышите глас
Его, не ожесточите сердец ваших, как во
время ропота`.
|
16.
|
Ибо
некоторые из слышавших возроптали; но
не все вышедшие из Египта с Моисеем.
|
17.
|
На кого
же негодовал Он сорок лет? Не на
согрешивших ли, которых кости пали в
пустыне?
|
18.
|
Против
кого же клялся, что не войдут в покой
Его, как не против непокорных?
|
19.
|
Итак
видим, что они не могли войти за неверие.
|
|
|
1.
|
Посему
будем опасаться, чтобы, когда еще
остается обетование войти в покой Его,
не оказался кто из вас опоздавшим.
|
2.
|
Ибо и
нам оно возвещено, как и тем; но не
принесло им пользы слово слышанное, не
растворенное верою слышавших.
|
3.
|
А
входим в покой мы уверовавшие, так как
Он сказал: `Я поклялся в гневе Моем, что
они не войдут в покой Мой`, хотя дела [Его]
были совершены еще в начале мира.
|
4.
|
Ибо
негде сказано о седьмом [дне] так: и
почил Бог в день седьмый от всех дел
Своих.
|
5.
|
И еще
здесь: `не войдут в покой Мой`.
|
6.
|
Итак,
как некоторым остается войти в него, а
те, которым прежде возвещено, не вошли в
него за непокорность,
|
7.
|
[то] еще
определяет некоторый день, `ныне`,
говоря через Давида, после столь
долгого времени, как выше сказано: `ныне,
когда услышите глас Его, не ожесточите
сердец ваших`.
|
8.
|
Ибо
если бы Иисус [Навин] доставил им покой,
то не было бы сказано после того о
другом дне.
|
9.
|
Посему
для народа Божия еще остается
субботство.
|
10.
|
Ибо, кто
вошел в покой Его, тот и сам успокоился
от дел своих, как и Бог от Своих.
|
11.
|
Итак
постараемся войти в покой оный, чтобы
кто по тому же примеру не впал в
непокорность.
|
12.
|
Ибо
слово Божие живо и действенно и острее
всякого меча обоюдоострого: оно
проникает до разделения души и духа,
составов и мозгов, и судит помышления и
намерения сердечные.
|
13.
|
И нет
твари, сокровенной от Него, но все
обнажено и открыто перед очами Его: Ему
дадим отчет.
|
14.
|
Итак,
имея Первосвященника великого,
прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия,
будем твердо держаться исповедания [нашего].
|
15.
|
Ибо мы
имеем не такого первосвященника,
который не может сострадать нам в
немощах наших, но Который, подобно [нам],
искушен во всем, кроме греха.
|
16.
|
Посему
да приступаем с дерзновением к
престолу благодати, чтобы получить
милость и обрести благодать для
благовременной помощи.
|
|
|
1.
|
Ибо
всякий первосвященник, из человеков
избираемый, для человеков поставляется
на служение Богу, чтобы приносить дары
и жертвы за грехи,
|
2.
|
могущий
снисходить невежествующим и
заблуждающим, потому что и сам обложен
немощью,
|
3.
|
и
посему он должен как за народ, так и за
себя приносить [жертвы] о грехах.
|
4.
|
И никто
сам собою не приемлет этой чести, но
призываемый Богом, как и Аарон.
|
5.
|
Так и
Христос не Сам Себе присвоил славу быть
первосвященником, но Тот, Кто сказал
Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;
|
6.
|
как и в
другом [месте] говорит: Ты священник
вовек по чину Мелхиседека.
|
7.
|
Он, во
дни плоти Своей, с сильным воплем и со
слезами принес молитвы и моления
Могущему спасти Его от смерти; и
услышан был за [Свое] благоговение;
|
8.
|
хотя Он
и Сын, однако страданиями навык
послушанию,
|
9.
|
и,
совершившись, сделался для всех
послушных Ему виновником спасения
вечного,
|
10.
|
быв
наречен от Бога Первосвященником по
чину Мелхиседека.
|
11.
|
О сем
надлежало бы нам говорить много; но
трудно истолковать, потому что вы
сделались неспособны слушать.
|
12.
|
Ибо, [судя]
по времени, вам надлежало быть
учителями; но вас снова нужно учить
первым началам слова Божия, и для вас
нужно молоко, а не твердая пища.
|
13.
|
Всякий,
питаемый молоком, несведущ в слове
правды, потому что он младенец;
|
14.
|
твердая
же пища свойственна совершенным, у
которых чувства навыком приучены к
различению добра и зла.
|
|
|
1.
|
Посему,
оставив начатки учения Христова,
поспешим к совершенству; и не станем
снова полагать основание обращению от
мертвых дел и вере в Бога,
|
2.
|
учению
о крещениях, о возложении рук, о
воскресении мертвых и о суде вечном.
|
3.
|
И это
сделаем, если Бог позволит.
|
4.
|
Ибо
невозможно--однажды просвещенных, и
вкусивших дара небесного, и
соделавшихся причастниками Духа
Святаго,
|
5.
|
и
вкусивших благого глагола Божия и сил
будущего века,
|
6.
|
и
отпадших, опять обновлять покаянием,
когда они снова распинают в себе Сына
Божия и ругаются [Ему].
|
7.
|
Земля,
пившая многократно сходящий на нее
дождь и произращающая злак, полезный
тем, для которых и возделывается,
получает благословение от Бога;
|
8.
|
а
производящая терния и волчцы негодна и
близка к проклятию, которого конец--сожжение.
|
9.
|
Впрочем
о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы
в лучшем [состоянии] и держитесь
спасения, хотя и говорим так.
|
10.
|
Ибо не
неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и
труд любви, которую вы оказали во имя
Его, послужив и служа святым.
|
11.
|
Желаем
же, чтобы каждый из вас, для совершенной
уверенности в надежде, оказывал такую
же ревность до конца,
|
12.
|
дабы вы
не обленились, но подражали тем,
которые верою и долготерпением
наследуют обетования.
|
13.
|
Бог,
давая обетование Аврааму, как не мог
никем высшим клясться, клялся Самим
Собою,
|
14.
|
говоря:
истинно благословляя благословлю тебя
и размножая размножу тебя.
|
15.
|
И так
Авраам, долготерпев, получил обещанное.
|
16.
|
Люди
клянутся высшим, и клятва во
удостоверение оканчивает всякий спор
их.
|
17.
|
Посему
и Бог, желая преимущественнее показать
наследникам обетования непреложность
Своей воли, употребил в посредство
клятву,
|
18.
|
дабы в
двух непреложных вещах, в которых
невозможно Богу солгать, твердое
утешение имели мы, прибегшие взяться за
предлежащую надежду,
|
19.
|
которая
для души есть как бы якорь безопасный и
крепкий, и входит во внутреннейшее за
завесу,
|
20.
|
куда
предтечею за нас вошел Иисус,
сделавшись Первосвященником навек по
чину Мелхиседека.
|
|
|
1.
|
Ибо
Мелхиседек, царь Салима, священник Бога
Всевышнего, тот, который встретил
Авраама и благословил его,
возвращающегося после поражения царей,
|
2.
|
которому
и десятину отделил Авраам от всего, --во-первых,
по знаменованию [имени] царь правды, а
потом и царь Салима, то есть царь мира,
|
3.
|
без
отца, без матери, без родословия, не
имеющий ни начала дней, ни конца жизни,
уподобляясь Сыну Божию, пребывает
священником навсегда.
|
4.
|
Видите,
как велик тот, которому и Авраам
патриарх дал десятину из лучших добыч
своих.
|
5.
|
Получающие
священство из сынов Левииных имеют
заповедь--брать по закону десятину с
народа, то есть со своих братьев, хотя и
сии произошли от чресл Авраамовых.
|
6.
|
Но сей,
не происходящий от рода их, получил
десятину от Авраама и благословил
имевшего обетования.
|
7.
|
Без
всякого же прекословия меньший
благословляется большим.
|
8.
|
И здесь
десятины берут человеки смертные, а там--имеющий
о себе свидетельство, что он живет.
|
9.
|
И, так
сказать, сам Левий, принимающий
десятины, в [лице] Авраама дал десятину:
|
10.
|
ибо он
был еще в чреслах отца, когда
Мелхиседек встретил его.
|
11.
|
Итак,
если бы совершенство достигалось
посредством левитского священства, --ибо
с ним сопряжен закон народа, --то какая
бы еще нужда была восставать иному
священнику по чину Мелхиседека, а не по
чину Аарона именоваться?
|
12.
|
Потому
что с переменою священства необходимо
быть перемене и закона.
|
13.
|
Ибо Тот,
о Котором говорится сие, принадлежал к
иному колену, из которого никто не
приступал к жертвеннику.
|
14.
|
Ибо
известно, что Господь наш воссиял из
колена Иудина, о котором Моисей ничего
не сказал относительно священства.
|
15.
|
И это
еще яснее видно [из того], что по подобию
Мелхиседека восстает Священник иной,
|
16.
|
Который
таков не по закону заповеди плотской,
но по силе жизни непрестающей.
|
17.
|
Ибо
засвидетельствовано: Ты священник
вовек по чину Мелхиседека.
|
18.
|
Отменение
же прежде бывшей заповеди бывает по
причине ее немощи и бесполезности,
|
19.
|
ибо
закон ничего не довел до совершенства;
но вводится лучшая надежда,
посредством которой мы приближаемся к
Богу.
|
20.
|
И как [сие
было] не без клятвы, --
|
21.
|
ибо те
были священниками без клятвы, а Сей с
клятвою, потому что о Нем сказано:
клялся Господь, и не раскается: Ты
священник вовек по чину Мелхиседека, --
|
22.
|
то
лучшего завета поручителем соделался
Иисус.
|
23.
|
Притом
тех священников было много, потому что
смерть не допускала пребывать одному;
|
24.
|
а Сей,
как пребывающий вечно, имеет и
священство непреходящее,
|
25.
|
посему
и может всегда спасать приходящих чрез
Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы
ходатайствовать за них.
|
26.
|
Таков и
должен быть у нас Первосвященник:
святой, непричастный злу, непорочный,
отделенный от грешников и
превознесенный выше небес,
|
27.
|
Который
не имеет нужды ежедневно, как те
первосвященники, приносить жертвы
сперва за свои грехи, потом за грехи
народа, ибо Он совершил это однажды,
принеся [в жертву] Себя Самого.
|
28.
|
Ибо
закон поставляет первосвященниками
человеков, имеющих немощи; а слово
клятвенное, после закона, [поставило]
Сына, на веки совершенного.
|
|
|
1.
|
Главное
же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем
такого Первосвященника, Который воссел
одесную престола величия на небесах
|
2.
|
и [есть]
священнодействователь святилища и
скинии истинной, которую воздвиг
Господь, а не человек.
|
3.
|
Всякий
первосвященник поставляется для
приношения даров и жертв; а потому
нужно было, чтобы и Сей также имел, что
принести.
|
4.
|
Если бы
Он оставался на земле, то не был бы и
священником, потому что [здесь] такие
священники, которые по закону приносят
дары,
|
5.
|
которые
служат образу и тени небесного, как
сказано было Моисею, когда он приступал
к совершению скинии: смотри, сказано,
сделай все по образу, показанному тебе
на горе.
|
6.
|
Но Сей [Первосвященник]
получил служение тем превосходнейшее,
чем лучшего Он ходатай завета, который
утвержден на лучших обетованиях.
|
7.
|
Ибо,
если бы первый [завет] был без
недостатка, то не было бы нужды искать
места другому.
|
8.
|
Но [пророк],
укоряя их, говорит: вот, наступают дни,
говорит Господь, когда Я заключу с
домом Израиля и с домом Иуды новый
завет,
|
9.
|
не
такой завет, какой Я заключил с отцами
их в то время, когда взял их за руку,
чтобы вывести их из земли Египетской,
потому что они не пребыли в том завете
Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
|
10.
|
Вот
завет, который завещаю дому Израилеву
после тех дней, говорит Господь: вложу
законы Мои в мысли их, и напишу их на
сердцах их; и буду их Богом, а они будут
Моим народом.
|
11.
|
И не
будет учить каждый ближнего своего и
каждый брата своего, говоря: познай
Господа; потому что все, от малого до
большого, будут знать Меня,
|
12.
|
потому
что Я буду милостив к неправдам их, и
грехов их и беззаконий их не воспомяну
более.
|
13.
|
Говоря `новый`,
показал ветхость первого; а ветшающее и
стареющее близко к уничтожению.
|
|
|
1.
|
И
первый завет имел постановление о
Богослужении и святилище земное:
|
2.
|
ибо
устроена была скиния первая, в которой
был светильник, и трапеза, и
предложение хлебов, и которая
называется `святое`.
|
3.
|
За
второю же завесою была скиния,
называемая `Святое-святых`,
|
4.
|
имевшая
золотую кадильницу и обложенный со
всех сторон золотом ковчег завета, где
были золотой сосуд с манною, жезл
Ааронов расцветший и скрижали завета,
|
5.
|
а над
ним херувимы славы, осеняющие
очистилище; о чем не нужно теперь
говорить подробно.
|
6.
|
При
таком устройстве, в первую скинию
всегда входят священники совершать
Богослужение;
|
7.
|
а во
вторую--однажды в год один только
первосвященник, не без крови, которую
приносит за себя и за грехи неведения
народа.
|
8.
|
[Сим]
Дух Святый показывает, что еще не
открыт путь во святилище, доколе стоит
прежняя скиния.
|
9.
|
Она
есть образ настоящего времени, в
которое приносятся дары и жертвы, не
могущие сделать в совести совершенным
приносящего,
|
10.
|
и
которые с яствами и питиями, и
различными омовениями и обрядами, [относящимися]
до плоти, установлены были только до
времени исправления.
|
11.
|
Но
Христос, Первосвященник будущих благ,
придя с большею и совершеннейшею
скиниею, нерукотворенною, то есть не
такового устроения,
|
12.
|
и не с
кровью козлов и тельцов, но со Своею
Кровию, однажды вошел во святилище и
приобрел вечное искупление.
|
13.
|
Ибо
если кровь тельцов и козлов и пепел
телицы, через окропление, освящает
оскверненных, дабы чисто было тело,
|
14.
|
то
кольми паче Кровь Христа, Который Духом
Святым принес Себя непорочного Богу,
очистит совесть нашу от мертвых дел,
для служения Богу живому и истинному!
|
15.
|
И
потому Он есть ходатай нового завета,
дабы вследствие смерти [Его], бывшей для
искупления от преступлений, сделанных
в первом завете, призванные к вечному
наследию получили обетованное.
|
16.
|
Ибо, где
завещание, там необходимо, чтобы
последовала смерть завещателя,
|
17.
|
потому
что завещание действительно после
умерших: оно не имеет силы, когда
завещатель жив.
|
18.
|
Почему
и первый [завет] был утвержден не без
крови.
|
19.
|
Ибо
Моисей, произнеся все заповеди по
закону перед всем народом, взял кровь
тельцов и козлов с водою и шерстью
червленою и иссопом, и окропил как
самую книгу, так и весь народ,
|
20.
|
говоря:
это кровь завета, который заповедал вам
Бог.
|
21.
|
Также
окропил кровью и скинию и все сосуды
Богослужебные.
|
22.
|
Да и все
почти по закону очищается кровью, и без
пролития крови не бывает прощения.
|
23.
|
Итак
образы небесного должны были очищаться
сими, самое же небесное лучшими сих
жертвами.
|
24.
|
Ибо
Христос вошел не в рукотворенное
святилище, по образу истинного [устроенное],
но в самое небо, чтобы предстать ныне за
нас пред лице Божие,
|
25.
|
и не для
того, чтобы многократно приносить Себя,
как первосвященник входит во святилище
каждогодно с чужою кровью;
|
26.
|
иначе
надлежало бы Ему многократно страдать
от начала мира; Он же однажды, к концу
веков, явился для уничтожения греха
жертвою Своею.
|
27.
|
И как
человекам положено однажды умереть, а
потом суд,
|
28.
|
так и
Христос, однажды принеся Себя в жертву,
чтобы подъять грехи многих, во второй
раз явится не [для очищения] греха, а для
ожидающих Его во спасение.
|
|
|
1.
|
Закон,
имея тень будущих благ, а не самый образ
вещей, одними и теми же жертвами, каждый
год постоянно приносимыми, никогда не
может сделать совершенными приходящих
[с ними].
|
2.
|
Иначе
перестали бы приносить [их], потому что
приносящие жертву, быв очищены однажды,
не имели бы уже никакого сознания
грехов.
|
3.
|
Но
жертвами каждогодно напоминается о
грехах,
|
4.
|
ибо
невозможно, чтобы кровь тельцов и
козлов уничтожала грехи.
|
5.
|
Посему [Христос],
входя в мир, говорит: жертвы и
приношения Ты не восхотел, но тело
уготовал Мне.
|
6.
|
Всесожжения
и [жертвы] за грех неугодны Тебе.
|
7.
|
Тогда Я
сказал: вот, иду, [как] в начале книги
написано о Мне, исполнить волю Твою,
Боже.
|
8.
|
Сказав
прежде, что `ни жертвы, ни приношения, ни
всесожжений, ни [жертвы] за грех, --которые
приносятся по закону, --Ты не восхотел и
не благоизволил`,
|
9.
|
потом
прибавил: `вот, иду исполнить волю Твою,
Боже`. Отменяет первое, чтобы
постановить второе.
|
10.
|
По сей-то
воле освящены мы единократным
принесением тела Иисуса Христа.
|
11.
|
И
всякий священник ежедневно стоит в
служении, и многократно приносит одни и
те же жертвы, которые никогда не могут
истребить грехов.
|
12.
|
Он же,
принеся одну жертву за грехи, навсегда
воссел одесную Бога,
|
13.
|
ожидая
затем, доколе враги Его будут положены
в подножие ног Его.
|
14.
|
Ибо Он
одним приношением навсегда сделал
совершенными освящаемых.
|
15.
|
[О сем]
свидетельствует нам и Дух Святый; ибо
сказано:
|
16.
|
Вот
завет, который завещаю им после тех
дней, говорит Господь: вложу законы Мои
в сердца их, и в мыслях их напишу их,
|
17.
|
и
грехов их и беззаконий их не воспомяну
более.
|
18.
|
А где
прощение грехов, там не нужно
приношение за них.
|
19.
|
Итак,
братия, имея дерзновение входить во
святилище посредством Крови Иисуса
Христа, путем новым и живым,
|
20.
|
который
Он вновь открыл нам через завесу, то
есть плоть Свою,
|
21.
|
и [имея]
великого Священника над домом Божиим,
|
22.
|
да
приступаем с искренним сердцем, с
полною верою, кроплением очистив
сердца от порочной совести, и омыв тело
водою чистою,
|
23.
|
будем
держаться исповедания упования
неуклонно, ибо верен Обещавший.
|
24.
|
Будем
внимательны друг ко другу, поощряя к
любви и добрым делам.
|
25.
|
Не
будем оставлять собрания своего, как
есть у некоторых обычай; но будем
увещевать [друг друга], и тем более, чем
более усматриваете приближение дня
оного.
|
26.
|
Ибо
если мы, получив познание истины,
произвольно грешим, то не остается
более жертвы за грехи,
|
27.
|
но
некое страшное ожидание суда и ярость
огня, готового пожрать противников.
|
28.
|
[Если]
отвергшийся закона Моисеева, при двух
или трех свидетелях, без милосердия [наказывается]
смертью,
|
29.
|
то
сколь тягчайшему, думаете, наказанию
повинен будет тот, кто попирает Сына
Божия и не почитает за святыню Кровь
завета, которою освящен, и Духа
благодати оскорбляет?
|
30.
|
Мы
знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение,
Я воздам, говорит Господь. И еще:
Господь будет судить народ Свой.
|
31.
|
Страшно
впасть в руки Бога живаго!
|
32.
|
Вспомните
прежние дни ваши, когда вы, быв
просвещены, выдержали великий подвиг
страданий,
|
33.
|
то сами
среди поношений и скорбей служа
зрелищем [для других], то принимая
участие в других, находившихся в таком
же [состоянии];
|
34.
|
ибо вы и
моим узам сострадали и расхищение
имения вашего приняли с радостью, зная,
что есть у вас на небесах имущество
лучшее и непреходящее.
|
35.
|
Итак не
оставляйте упования вашего, которому
предстоит великое воздаяние.
|
36.
|
Терпение
нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию,
получить обещанное;
|
37.
|
ибо еще
немного, очень немного, и Грядущий
придет и не умедлит.
|
38.
|
Праведный
верою жив будет; а если [кто]
поколеблется, не благоволит к тому душа
Моя.
|
39.
|
Мы же не
из колеблющихся на погибель, но [стоим]
в вере к спасению души.
|
|
|
1.
|
Вера же
есть осуществление ожидаемого и
уверенность в невидимом.
|
2.
|
В ней
свидетельствованы древние.
|
3.
|
Верою
познаём, что веки устроены словом
Божиим, так что из невидимого произошло
видимое.
|
4.
|
Верою
Авель принес Богу жертву лучшую, нежели
Каин; ею получил свидетельство, что он
праведен, как засвидетельствовал Бог о
дарах его; ею он и по смерти говорит еще.
|
5.
|
Верою
Енох переселен был так, что не видел
смерти; и не стало его, потому что Бог
переселил его. Ибо прежде переселения
своего получил он свидетельство, что
угодил Богу.
|
6.
|
А без
веры угодить Богу невозможно; ибо
надобно, чтобы приходящий к Богу
веровал, что Он есть, и ищущим Его
воздает.
|
7.
|
Верою
Ной, получив откровение о том, что еще
не было видимо, благоговея приготовил
ковчег для спасения дома своего; ею
осудил он (весь) мир, и сделался
наследником праведности по вере.
|
8.
|
Верою
Авраам повиновался призванию идти в
страну, которую имел получить в
наследие, и пошел, не зная, куда идет.
|
9.
|
Верою
обитал он на земле обетованной, как на
чужой, и жил в шатрах с Исааком и
Иаковом, сонаследниками того же
обетования;
|
10.
|
ибо он
ожидал города, имеющего основание,
которого художник и строитель Бог.
|
11.
|
Верою и
сама Сарра (будучи неплодна) получила
силу к принятию семени, и не по времени
возраста родила, ибо знала, что верен
Обещавший.
|
12.
|
И
потому от одного, и притом омертвелого,
родилось так много, как [много] звезд на
небе и как бесчислен песок на берегу
морском.
|
13.
|
Все сии
умерли в вере, не получив обетований, а
только издали видели оные, и радовались,
и говорили о себе, что они странники и
пришельцы на земле;
|
14.
|
ибо те,
которые так говорят, показывают, что
они ищут отечества.
|
15.
|
И если
бы они в мыслях имели то [отечество], из
которого вышли, то имели бы время
возвратиться;
|
16.
|
но они
стремились к лучшему, то есть к
небесному; посему и Бог не стыдится их,
называя Себя их Богом: ибо Он
приготовил им город.
|
17.
|
Верою
Авраам, будучи искушаем, принес в
жертву Исаака и, имея обетование,
принес единородного,
|
18.
|
о
котором было сказано: в Исааке
наречется тебе семя.
|
19.
|
Ибо он
думал, что Бог силен и из мертвых
воскресить, почему и получил его в
предзнаменование.
|
20.
|
Верою в
будущее Исаак благословил Иакова и
Исава.
|
21.
|
Верою
Иаков, умирая, благословил каждого сына
Иосифова и поклонился на верх жезла
своего.
|
22.
|
Верою
Иосиф, при кончине, напоминал об исходе
сынов Израилевых и завещал о костях
своих.
|
23.
|
Верою
Моисей по рождении три месяца скрываем
был родителями своими, ибо видели они,
что дитя прекрасно, и не устрашились
царского повеления.
|
24.
|
Верою
Моисей, придя в возраст, отказался
называться сыном дочери фараоновой,
|
25.
|
и лучше
захотел страдать с народом Божиим,
нежели иметь временное греховное
наслаждение,
|
26.
|
и
поношение Христово почел большим для
себя богатством, нежели Египетские
сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
|
27.
|
Верою
оставил он Египет, не убоявшись гнева
царского, ибо он, как бы видя Невидимого,
был тверд.
|
28.
|
Верою
совершил он Пасху и пролитие крови,
дабы истребитель первенцев не коснулся
их.
|
29.
|
Верою
перешли они Чермное море, как по суше, --на
что покусившись, Египтяне потонули.
|
30.
|
Верою
пали стены Иерихонские, по семидневном
обхождении.
|
31.
|
Верою
Раав блудница, с миром приняв
соглядатаев (и проводив их другим путем),
не погибла с неверными.
|
32.
|
И что
еще скажу? Недостанет мне времени,
чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке,
о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других)
пророках,
|
33.
|
которые
верою побеждали царства, творили
правду, получали обетования,
заграждали уста львов,
|
34.
|
угашали
силу огня, избегали острия меча,
укреплялись от немощи, были крепки на
войне, прогоняли полки чужих;
|
35.
|
жены
получали умерших своих воскресшими;
иные же замучены были, не приняв
освобождения, дабы получить лучшее
воскресение;
|
36.
|
другие
испытали поругания и побои, а также узы
и темницу,
|
37.
|
были
побиваемы камнями, перепиливаемы,
подвергаемы пытке, умирали от меча,
скитались в милотях и козьих кожах,
терпя недостатки, скорби, озлобления;
|
38.
|
те,
которых весь мир не был достоин,
скитались по пустыням и горам, по
пещерам и ущельям земли.
|
39.
|
И все
сии, свидетельствованные в вере, не
получили обещанного,
|
40.
|
потому
что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее,
дабы они не без нас достигли
совершенства.
|
|
|
1.
|
Посему
и мы, имея вокруг себя такое облако
свидетелей, свергнем с себя всякое
бремя и запинающий нас грех и с
терпением будем проходить предлежащее
нам поприще,
|
2.
|
взирая
на начальника и совершителя веры
Иисуса, Который, вместо предлежавшей
Ему радости, претерпел крест,
пренебрегши посрамление, и воссел
одесную престола Божия.
|
3.
|
Помыслите
о Претерпевшем такое над Собою
поругание от грешников, чтобы вам не
изнемочь и не ослабеть душами вашими.
|
4.
|
Вы еще
не до крови сражались, подвизаясь
против греха,
|
5.
|
и
забыли утешение, которое предлагается
вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай
наказания Господня, и не унывай, когда
Он обличает тебя.
|
6.
|
Ибо
Господь, кого любит, того наказывает;
бьет же всякого сына, которого
принимает.
|
7.
|
Если вы
терпите наказание, то Бог поступает с
вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын,
которого бы не наказывал отец?
|
8.
|
Если же
остаетесь без наказания, которое всем
обще, то вы незаконные дети, а не сыны.
|
9.
|
Притом,
[если] мы, будучи наказываемы плотскими
родителями нашими, боялись их, то не
гораздо ли более должны покориться
Отцу духов, чтобы жить?
|
10.
|
Те
наказывали нас по своему произволу для
немногих дней; а Сей--для пользы, чтобы
нам иметь участие в святости Его.
|
11.
|
Всякое
наказание в настоящее время кажется не
радостью, а печалью; но после наученным
через него доставляет мирный плод
праведности.
|
12.
|
Итак
укрепите опустившиеся руки и
ослабевшие колени
|
13.
|
и
ходите прямо ногами вашими, дабы
хромлющее не совратилось, а лучше
исправилось.
|
14.
|
Старайтесь
иметь мир со всеми и святость, без
которой никто не увидит Господа.
|
15.
|
Наблюдайте,
чтобы кто не лишился благодати Божией;
чтобы какой горький корень, возникнув,
не причинил вреда, и чтобы им не
осквернились многие;
|
16.
|
чтобы
не было [между вами] какого блудника,
или нечестивца, который бы, как Исав, за
одну снедь отказался от своего
первородства.
|
17.
|
Ибо вы
знаете, что после того он, желая
наследовать благословение, был
отвержен; не мог переменить мыслей [отца],
хотя и просил о том со слезами.
|
18.
|
Вы
приступили не к горе, осязаемой и
пылающей огнем, не ко тьме и мраку и
буре,
|
19.
|
не к
трубному звуку и гласу глаголов,
который слышавшие просили, чтобы к ним
более не было продолжаемо слово,
|
20.
|
ибо они
не могли стерпеть того, что заповедуемо
было: если и зверь прикоснется к горе,
будет побит камнями (или поражен
стрелою);
|
21.
|
и столь
ужасно было это видение, [что и] Моисей
сказал: `я в страхе и трепете`.
|
22.
|
Но вы
приступили к горе Сиону и ко граду Бога
живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам
Ангелов,
|
23.
|
к
торжествующему собору и церкви
первенцев, написанных на небесах, и к
Судии всех Богу, и к духам праведников,
достигших совершенства,
|
24.
|
и к
Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови
кропления, говорящей лучше, нежели
Авелева.
|
25.
|
Смотрите,
не отвратитесь и вы от говорящего. Если
те, не послушав глаголавшего на земле,
не избегли [наказания], то тем более [не]
[избежим] мы, если отвратимся от [Глаголющего]
с небес,
|
26.
|
Которого
глас тогда поколебал землю, и Который
ныне дал такое обещание: еще раз
поколеблю не только землю, но и небо.
|
27.
|
Слова: `еще
раз` означают изменение колеблемого,
как сотворенного, чтобы пребыло
непоколебимое.
|
28.
|
Итак мы,
приемля царство непоколебимое, будем
хранить благодать, которою будем
служить благоугодно Богу, с
благоговением и страхом,
|
29.
|
потому
что Бог наш есть огнь поядающий.
|
|
|
1.
|
Братолюбие
[между вами] да пребывает.
|
2.
|
Страннолюбия
не забывайте, ибо через него некоторые,
не зная, оказали гостеприимство
Ангелам.
|
3.
|
Помните
узников, как бы и вы с ними были в узах, и
страждущих, как и сами находитесь в
теле.
|
4.
|
Брак у
всех [да будет] честен и ложе непорочно;
блудников же и прелюбодеев судит Бог.
|
5.
|
Имейте
нрав несребролюбивый, довольствуясь
тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю
тебя и не покину тебя,
|
6.
|
так что
мы смело говорим: Господь мне помощник,
и не убоюсь: что сделает мне человек?
|
7.
|
Поминайте
наставников ваших, которые
проповедывали вам слово Божие, и,
взирая на кончину их жизни, подражайте
вере их.
|
8.
|
Иисус
Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.
|
9.
|
Учениями
различными и чуждыми не увлекайтесь;
ибо хорошо благодатью укреплять сердца,
а не яствами, от которых не получили
пользы занимающиеся ими.
|
10.
|
Мы
имеем жертвенник, от которого не имеют
права питаться служащие скинии.
|
11.
|
Так как
тела животных, которых кровь для [очищения]
греха вносится первосвященником во
святилище, сжигаются вне стана, --
|
12.
|
то и
Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею,
пострадал вне врат.
|
13.
|
Итак
выйдем к Нему за стан, нося Его
поругание;
|
14.
|
ибо не
имеем здесь постоянного града, но ищем
будущего.
|
15.
|
Итак
будем через Него непрестанно приносить
Богу жертву хвалы, то есть плод уст,
прославляющих имя Его.
|
16.
|
Не
забывайте также благотворения и
общительности, ибо таковые жертвы
благоугодны Богу.
|
17.
|
Повинуйтесь
наставникам вашим и будьте покорны, ибо
они неусыпно пекутся о душах ваших, как
обязанные дать отчет; чтобы они делали
это с радостью, а не воздыхая, ибо это
для вас неполезно.
|
18.
|
Молитесь
о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую
совесть, потому что во всем желаем
вести себя честно.
|
19.
|
Особенно
же прошу делать это, дабы я скорее
возвращен был вам.
|
20.
|
Бог же
мира, воздвигший из мертвых Пастыря
овец великого Кровию завета вечного,
Господа нашего Иисуса (Христа),
|
21.
|
да
усовершит вас во всяком добром деле, к
исполнению воли Его, производя в вас
благоугодное Ему через Иисуса Христа.
Ему слава во веки веков! Аминь.
|
22.
|
Прошу
вас, братия, примите сие слово увещания;
я же не много и написал вам.
|
23.
|
Знайте,
что брат наш Тимофей освобожден, и я
вместе с ним, если он скоро придет,
увижу вас.
|
24.
|
Приветствуйте
всех наставников ваших и всех святых.
Приветствуют вас Италийские.
|
25.
|
Благодать
со всеми вами. Аминь.
|
<<НАЗАД<<^>>
ВПЕРЁД>>>^
| |
|