|
|
1.
|
Павел
Апостол, [избранный] не человеками и не
через человека, но Иисусом Христом и
Богом Отцем, воскресившим Его из
мертвых,
|
2.
|
и все
находящиеся со мною братия--церквам
Галатийским:
|
3.
|
благодать
вам и мир от Бога Отца и Господа нашего
Иисуса Христа,
|
4.
|
Который
отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы
избавить нас от настоящего лукавого
века, по воле Бога и Отца нашего;
|
5.
|
Ему
слава во веки веков. Аминь.
|
6.
|
Удивляюсь,
что вы от призвавшего вас благодатью
Христовою так скоро переходите к иному
благовествованию,
|
7.
|
которое
[впрочем] не иное, а только есть люди,
смущающие вас и желающие превратить
благовествование Христово.
|
8.
|
Но если
бы даже мы или Ангел с неба стал
благовествовать вам не то, что мы
благовествовали вам, да будет анафема.
|
9.
|
Как
прежде мы сказали, [так] и теперь еще
говорю: кто благовествует вам не то, что
вы приняли, да будет анафема.
|
10.
|
У людей
ли я ныне ищу благоволения, или у Бога?
людям ли угождать стараюсь? Если бы я и
поныне угождал людям, то не был бы рабом
Христовым.
|
11.
|
Возвещаю
вам, братия, что Евангелие, которое я
благовествовал, не есть человеческое,
|
12.
|
ибо и я
принял его и научился не от человека, но
через откровение Иисуса Христа.
|
13.
|
Вы
слышали о моем прежнем образе жизни в
Иудействе, что я жестоко гнал Церковь
Божию, и опустошал ее,
|
14.
|
и
преуспевал в Иудействе более многих
сверстников в роде моем, будучи
неумеренным ревнителем отеческих моих
преданий.
|
15.
|
Когда
же Бог, избравший меня от утробы матери
моей и призвавший благодатью Своею,
благоволил
|
16.
|
открыть
во мне Сына Своего, чтобы я
благовествовал Его язычникам, --я не
стал тогда же советоваться с плотью и
кровью,
|
17.
|
и не
пошел в Иерусалим к предшествовавшим
мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять
возвратился в Дамаск.
|
18.
|
Потом,
спустя три года, ходил я в Иерусалим
видеться с Петром и пробыл у него дней
пятнадцать.
|
19.
|
Другого
же из Апостолов я не видел [никого],
кроме Иакова, брата Господня.
|
20.
|
А в том,
что пишу вам, пред Богом, не лгу.
|
21.
|
После
сего отошел я в страны Сирии и Киликии.
|
22.
|
Церквам
Христовым в Иудее лично я не был
известен,
|
23.
|
а
только слышали они, что гнавший их
некогда ныне благовествует веру,
которую прежде истреблял, --
|
24.
|
и
прославляли за меня Бога.
|
|
|
1.
|
Потом,
через четырнадцать лет, опять ходил я в
Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и
Тита.
|
2.
|
Ходил
же по откровению, и предложил там, и
особо знаменитейшим, благовествование,
проповедуемое мною язычникам, не
напрасно ли я подвизаюсь или
подвизался.
|
3.
|
Но они и
Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не
принуждали обрезаться,
|
4.
|
а
вкравшимся лжебратиям, скрытно
приходившим подсмотреть за нашею
свободою, которую мы имеем во Христе
Иисусе, чтобы поработить нас,
|
5.
|
мы ни на
час не уступили и не покорились, дабы
истина благовествования сохранилась у
вас.
|
6.
|
И в
знаменитых чем-либо, какими бы ни были
они когда-либо, для меня нет ничего
особенного: Бог не взирает на лице
человека. И знаменитые не возложили на
меня ничего более.
|
7.
|
Напротив
того, увидев, что мне вверено
благовестие для необрезанных, как
Петру для обрезанных--
|
8.
|
ибо
Содействовавший Петру в апостольстве у
обрезанных содействовал и мне у
язычников, --
|
9.
|
и, узнав
о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и
Иоанн, почитаемые столпами, подали мне
и Варнаве руку общения, чтобы нам [идти]
к язычникам, а им к обрезанным,
|
10.
|
только
чтобы мы помнили нищих, что и старался я
исполнять в точности.
|
11.
|
Когда
же Петр пришел в Антиохию, то я лично
противостал ему, потому что он
подвергался нареканию.
|
12.
|
Ибо, до
прибытия некоторых от Иакова, ел вместе
с язычниками; а когда те пришли, стал
таиться и устраняться, опасаясь
обрезанных.
|
13.
|
Вместе
с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что
даже Варнава был увлечен их лицемерием.
|
14.
|
Но
когда я увидел, что они не прямо
поступают по истине Евангельской, то
сказал Петру при всех: если ты, будучи
Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски,
то для чего язычников принуждаешь жить
по-иудейски?
|
15.
|
Мы по
природе Иудеи, а не из язычников
грешники;
|
16.
|
однако
же, узнав, что человек оправдывается не
делами закона, а только верою в Иисуса
Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса,
чтобы оправдаться верою во Христа, а не
делами закона; ибо делами закона не
оправдается никакая плоть.
|
17.
|
Если же,
ища оправдания во Христе, мы и сами
оказались грешниками, то неужели
Христос есть служитель греха? Никак.
|
18.
|
Ибо
если я снова созидаю, что разрушил, то
сам себя делаю преступником.
|
19.
|
Законом
я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я
сораспялся Христу,
|
20.
|
и уже не
я живу, но живет во мне Христос. А что
ныне живу во плоти, то живу верою в Сына
Божия, возлюбившего меня и предавшего
Себя за меня.
|
21.
|
Не
отвергаю благодати Божией; а если
законом оправдание, то Христос
напрасно умер.
|
|
|
1.
|
О,
несмысленные Галаты! кто прельстил вас
не покоряться истине, [вас], у которых
перед глазами предначертан был Иисус
Христос, [как] [бы] у вас распятый?
|
2.
|
Сие
только хочу знать от вас: через дела ли
закона вы получили Духа, или через
наставление в вере?
|
3.
|
Так ли
вы несмысленны, что, начав духом, теперь
оканчиваете плотью?
|
4.
|
Столь
многое потерпели вы неужели без пользы?
О, если бы только без пользы!
|
5.
|
Подающий
вам Духа и совершающий между вами
чудеса через дела ли закона [сие
производит], или через наставление в
вере?
|
6.
|
Так
Авраам поверил Богу, и это вменилось
ему в праведность.
|
7.
|
Познайте
же, что верующие суть сыны Авраама.
|
8.
|
И
Писание, провидя, что Бог верою
оправдает язычников, предвозвестило
Аврааму: в тебе благословятся все
народы.
|
9.
|
Итак
верующие благословляются с верным
Авраамом,
|
10.
|
а все,
утверждающиеся на делах закона,
находятся под клятвою. Ибо написано:
проклят всяк, кто не исполняет
постоянно всего, что написано в книге
закона.
|
11.
|
А что
законом никто не оправдывается пред
Богом, это ясно, потому что праведный
верою жив будет.
|
12.
|
А закон
не по вере; но кто исполняет его, тот жив
будет им.
|
13.
|
Христос
искупил нас от клятвы закона,
сделавшись за нас клятвою--ибо написано:
проклят всяк, висящий на древе, --
|
14.
|
дабы
благословение Авраамово через Христа
Иисуса распространилось на язычников,
чтобы нам получить обещанного Духа
верою.
|
15.
|
Братия!
говорю по [рассуждению] человеческому:
даже человеком утвержденного
завещания никто не отменяет и не
прибавляет [к нему].
|
16.
|
Но
Аврааму даны были обетования и семени
его. Не сказано: и потомкам, как бы о
многих, но как об одном: и семени твоему,
которое есть Христос.
|
17.
|
Я
говорю то, что завета о Христе, прежде
Богом утвержденного, закон, явившийся
спустя четыреста тридцать лет, не
отменяет так, чтобы обетование
потеряло силу.
|
18.
|
Ибо
если по закону наследство, то уже не по
обетованию; но Аврааму Бог даровал [оное]
по обетованию.
|
19.
|
Для
чего же закон? Он дан после по причине
преступлений, до времени пришествия
семени, к которому [относится]
обетование, и преподан через Ангелов,
рукою посредника.
|
20.
|
Но
посредник при одном не бывает, а Бог
один.
|
21.
|
Итак
закон противен обетованиям Божиим?
Никак! Ибо если бы дан был закон,
могущий животворить, то подлинно
праведность была бы от закона;
|
22.
|
но
Писание всех заключило под грехом, дабы
обетование верующим дано было по вере в
Иисуса Христа.
|
23.
|
А до
пришествия веры мы заключены были под
стражею закона, до того [времени], как
надлежало открыться вере.
|
24.
|
Итак
закон был для нас детоводителем ко
Христу, дабы нам оправдаться верою;
|
25.
|
по
пришествии же веры, мы уже не под [руководством]
детоводителя.
|
26.
|
Ибо все
вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
|
27.
|
все вы,
во Христа крестившиеся, во Христа
облеклись.
|
28.
|
Нет уже
Иудея, ни язычника; нет раба, ни
свободного; нет мужеского пола, ни
женского: ибо все вы одно во Христе
Иисусе.
|
29.
|
Если же
вы Христовы, то вы семя Авраамово и по
обетованию наследники.
|
|
|
1.
|
Еще
скажу: наследник, доколе в детстве,
ничем не отличается от раба, хотя и
господин всего:
|
2.
|
он
подчинен попечителям и домоправителям
до срока, отцом [назначенного].
|
3.
|
Так и мы,
доколе были в детстве, были порабощены
вещественным началам мира;
|
4.
|
но
когда пришла полнота времени, Бог
послал Сына Своего (Единородного),
Который родился от жены, подчинился
закону,
|
5.
|
чтобы
искупить подзаконных, дабы нам
получить усыновление.
|
6.
|
А как вы--сыны,
то Бог послал в сердца ваши Духа Сына
Своего, вопиющего: `Авва, Отче!`
|
7.
|
Посему
ты уже не раб, но сын; а если сын, то и
наследник Божий через Иисуса Христа.
|
8.
|
Но
тогда, не знав Бога, вы служили [богам],
которые в существе не боги.
|
9.
|
Ныне же,
познав Бога, или, лучше, получив
познание от Бога, для чего
возвращаетесь опять к немощным и
бедным вещественным началам и хотите
еще снова поработить себя им?
|
10.
|
Наблюдаете
дни, месяцы, времена и годы.
|
11.
|
Боюсь
за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
|
12.
|
Прошу
вас, братия, будьте, как я, потому что и я,
как вы. Вы ничем не обидели меня:
|
13.
|
знаете,
что, [хотя] я в немощи плоти
благовествовал вам в первый раз,
|
14.
|
но вы не
презрели искушения моего во плоти моей
и не возгнушались [им], а приняли меня,
как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
|
15.
|
Как вы
были блаженны! Свидетельствую о вас,
что, если бы возможно было, вы исторгли
бы очи свои и отдали мне.
|
16.
|
Итак,
неужели я сделался врагом вашим, говоря
вам истину?
|
17.
|
Ревнуют
по вас нечисто, а хотят вас отлучить,
чтобы вы ревновали по них.
|
18.
|
Хорошо
ревновать в добром всегда, а не в моем
только присутствии у вас.
|
19.
|
Дети
мои, для которых я снова в муках
рождения, доколе не изобразится в вас
Христос!
|
20.
|
Хотел
бы я теперь быть у вас и изменить голос
мой, потому что я в недоумении о вас.
|
21.
|
Скажите
мне вы, желающие быть под законом: разве
вы не слушаете закона?
|
22.
|
Ибо
написано: Авраам имел двух сынов,
одного от рабы, а другого от свободной.
|
23.
|
Но
который от рабы, тот рожден по плоти; а
который от свободной, тот по обетованию.
|
24.
|
В этом
есть иносказание. Это два завета: один
от горы Синайской, рождающий в рабство,
который есть Агарь,
|
25.
|
ибо
Агарь означает гору Синай в Аравии и
соответствует нынешнему Иерусалиму,
потому что он с детьми своими в рабстве;
|
26.
|
а
вышний Иерусалим свободен: он--матерь
всем нам.
|
27.
|
Ибо
написано: возвеселись, неплодная,
нерождающая; воскликни и возгласи, не
мучившаяся родами; потому что у
оставленной гораздо более детей,
нежели у имеющей мужа.
|
28.
|
Мы,
братия, дети обетования по Исааку.
|
29.
|
Но, как
тогда рожденный по плоти гнал [рожденного]
по духу, так и ныне.
|
30.
|
Что же
говорит Писание? Изгони рабу и сына ее,
ибо сын рабы не будет наследником
вместе с сыном свободной.
|
31.
|
Итак,
братия, мы дети не рабы, но свободной.
|
|
|
1.
|
Итак
стойте в свободе, которую даровал нам
Христос, и не подвергайтесь опять игу
рабства.
|
2.
|
Вот, я,
Павел, говорю вам: если вы
обрезываетесь, не будет вам никакой
пользы от Христа.
|
3.
|
Еще
свидетельствую всякому человеку
обрезывающемуся, что он должен
исполнить весь закон.
|
4.
|
Вы,
оправдывающие себя законом, остались
без Христа, отпали от благодати,
|
5.
|
а мы
духом ожидаем и надеемся праведности
от веры.
|
6.
|
Ибо во
Христе Иисусе не имеет силы ни
обрезание, ни необрезание, но вера,
действующая любовью.
|
7.
|
Вы шли
хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не
покорялись истине?
|
8.
|
Такое
убеждение не от Призывающего вас.
|
9.
|
Малая
закваска заквашивает все тесто.
|
10.
|
Я
уверен о вас в Господе, что вы не будете
мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы
он ни был, понесет на себе осуждение.
|
11.
|
За что
же гонят меня, братия, если я и теперь
проповедую обрезание? Тогда соблазн
креста прекратился бы.
|
12.
|
О, если
бы удалены были возмущающие вас!
|
13.
|
К
свободе призваны вы, братия, только бы
свобода ваша не была поводом к [угождению]
плоти, но любовью служите друг другу.
|
14.
|
Ибо
весь закон в одном слове заключается:
люби ближнего твоего, как самого себя.
|
15.
|
Если же
друг друга угрызаете и съедаете,
берегитесь, чтобы вы не были истреблены
друг другом.
|
16.
|
Я
говорю: поступайте по духу, и вы не
будете исполнять вожделений плоти,
|
17.
|
ибо
плоть желает противного духу, а дух--противного
плоти: они друг другу противятся, так
что вы не то делаете, что хотели бы.
|
18.
|
Если же
вы духом водитесь, то вы не под законом.
|
19.
|
Дела
плоти известны; они суть: прелюбодеяние,
блуд, нечистота, непотребство,
|
20.
|
идолослужение,
волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев,
распри, разногласия, (соблазны), ереси,
|
21.
|
ненависть,
убийства, пьянство, бесчинство и тому
подобное. Предваряю вас, как и прежде
предварял, что поступающие так
Царствия Божия не наследуют.
|
22.
|
Плод же
духа: любовь, радость, мир,
долготерпение, благость, милосердие,
вера,
|
23.
|
кротость,
воздержание. На таковых нет закона.
|
24.
|
Но те,
которые Христовы, распяли плоть со
страстями и похотями.
|
25.
|
Если мы
живем духом, то по духу и поступать
должны.
|
26.
|
Не
будем тщеславиться, друг друга
раздражать, друг другу завидовать.
|