| |
Главы:
^<1-10>^<11-31>
|
|
1.
|
Неверные
весы--мерзость пред Господом, но
правильный вес угоден Ему.
|
2.
|
Придет
гордость, придет и посрамление; но со
смиренными--мудрость.
|
3.
|
Непорочность
прямодушных будет руководить их, а
лукавство коварных погубит их.
|
4.
|
Не
поможет богатство в день гнева, правда
же спасет от смерти.
|
5.
|
Правда
непорочного уравнивает путь его, а
нечестивый падет от нечестия своего.
|
6.
|
Правда
прямодушных спасет их, а беззаконники
будут уловлены беззаконием своим.
|
7.
|
Со
смертью человека нечестивого исчезает
надежда, и ожидание беззаконных
погибает.
|
8.
|
Праведник
спасается от беды, а вместо него
попадает [в нее] нечестивый.
|
9.
|
Устами
лицемер губит ближнего своего, но
праведники прозорливостью спасаются.
|
10.
|
При
благоденствии праведников веселится
город, и при погибели нечестивых [бывает]
торжество.
|
11.
|
Благословением
праведных возвышается город, а устами
нечестивых разрушается.
|
12.
|
Скудоумный
высказывает презрение к ближнему
своему; но разумный человек молчит.
|
13.
|
Кто
ходит переносчиком, тот открывает
тайну; но верный человек таит дело.
|
14.
|
При
недостатке попечения падает народ, а
при многих советниках благоденствует.
|
15.
|
Зло
причиняет себе, кто ручается за
постороннего; а кто ненавидит
ручательство, тот безопасен.
|
16.
|
Благонравная
жена приобретает славу, а трудолюбивые
приобретают богатство.
|
17.
|
Человек
милосердый благотворит душе своей, а
жестокосердый разрушает плоть свою.
|
18.
|
Нечестивый
делает дело ненадежное, а сеющему
правду--награда верная.
|
19.
|
Праведность
[ведет] к жизни, а стремящийся к злу [стремится]
к смерти своей.
|
20.
|
Мерзость
пред Господом--коварные сердцем; но
благоугодны Ему непорочные в пути.
|
21.
|
Можно
поручиться, что порочный не останется
ненаказанным; семя же праведных
спасется.
|
22.
|
Что
золотое кольцо в носу у свиньи, то
женщина красивая и--безрассудная.
|
23.
|
Желание
праведных [есть] одно добро, ожидание
нечестивых--гнев.
|
24.
|
Иной
сыплет щедро, и [ему] еще прибавляется; а
другой сверх меры бережлив, и однако же
беднеет.
|
25.
|
Благотворительная
душа будет насыщена, и кто напояет [других],
тот и сам напоен будет.
|
26.
|
Кто
удерживает у себя хлеб, того клянет
народ; а на голове продающего--благословение.
|
27.
|
Кто
стремится к добру, тот ищет
благоволения; а кто ищет зла, к тому оно
и приходит.
|
28.
|
Надеющийся
на богатство свое упадет; а праведники,
как лист, будут зеленеть.
|
29.
|
Расстроивающий
дом свой получит в удел ветер, и глупый
будет рабом мудрого сердцем.
|
30.
|
Плод
праведника--древо жизни, и мудрый
привлекает души.
|
31.
|
Так
праведнику воздается на земле, тем паче
нечестивому и грешнику.
|
|
|
1.
|
Кто
любит наставление, тот любит знание; а
кто ненавидит обличение, тот невежда.
|
2.
|
Добрый
приобретает благоволение от Господа; а
человека коварного Он осудит.
|
3.
|
Не
утвердит себя человек беззаконием;
корень же праведников неподвижен.
|
4.
|
Добродетельная
жена--венец для мужа своего; а позорная--как
гниль в костях его.
|
5.
|
Промышления
праведных--правда, а замыслы нечестивых--коварство.
|
6.
|
Речи
нечестивых--засада для пролития крови,
уста же праведных спасают их.
|
7.
|
Коснись
нечестивых несчастие--и нет их, а дом
праведных стоит.
|
8.
|
Хвалят
человека по мере разума его, а
развращенный сердцем будет в презрении.
|
9.
|
Лучше
простой, но работающий на себя, нежели
выдающий себя за знатного, но
нуждающийся в хлебе.
|
10.
|
Праведный
печется и о жизни скота своего, сердце
же нечестивых жестоко.
|
11.
|
Кто
возделывает землю свою, тот будет
насыщаться хлебом; а кто идет по следам
празднолюбцев, тот скудоумен.
|
12.
|
Нечестивый
желает уловить в сеть зла; но корень
праведных тверд.
|
13.
|
Нечестивый
уловляется грехами уст своих; но
праведник выйдет из беды.
|
14.
|
От
плода уст [своих] человек насыщается
добром, и воздаяние человеку--по делам
рук его.
|
15.
|
Путь
глупого прямой в его глазах; но кто
слушает совета, тот мудр.
|
16.
|
У
глупого тотчас же выкажется гнев его, а
благоразумный скрывает оскорбление.
|
17.
|
Кто
говорит то, что знает, тот говорит
правду; а у свидетеля ложного--обман.
|
18.
|
Иной
пустослов уязвляет как мечом, а язык
мудрых--врачует.
|
19.
|
Уста
правдивые вечно пребывают, а лживый
язык--только на мгновение.
|
20.
|
Коварство--в
сердце злоумышленников, радость--у
миротворцев.
|
21.
|
Не
приключится праведнику никакого зла,
нечестивые же будут преисполнены зол.
|
22.
|
Мерзость
пред Господом--уста лживые, а говорящие
истину благоугодны Ему.
|
23.
|
Человек
рассудительный скрывает знание, а
сердце глупых высказывает глупость.
|
24.
|
Рука
прилежных будет господствовать, а
ленивая будет под данью.
|
25.
|
Тоска
на сердце человека подавляет его, а
доброе слово развеселяет его.
|
26.
|
Праведник
указывает ближнему своему путь, а путь
нечестивых вводит их в заблуждение.
|
27.
|
Ленивый
не жарит своей дичи; а имущество
человека прилежного многоценно.
|
28.
|
На пути
правды--жизнь, и на стезе ее нет смерти.
|
|
|
1.
|
Мудрый
сын [слушает] наставление отца, а буйный
не слушает обличения.
|
2.
|
От
плода уст [своих] человек вкусит добро,
душа же законопреступников--зло.
|
3.
|
Кто
хранит уста свои, тот бережет душу свою;
а кто широко раскрывает свой рот, тому
беда.
|
4.
|
Душа
ленивого желает, но тщетно; а душа
прилежных насытится.
|
5.
|
Праведник
ненавидит ложное слово, а нечестивый
срамит и бесчестит [себя].
|
6.
|
Правда
хранит непорочного в пути, а нечестие
губит грешника.
|
7.
|
Иной
выдает себя за богатого, а у него ничего
нет; другой выдает себя за бедного, а у
него богатства много.
|
8.
|
Богатством
своим человек выкупает жизнь [свою], а
бедный и угрозы не слышит.
|
9.
|
Свет
праведных весело горит, светильник же
нечестивых угасает.
|
10.
|
От
высокомерия происходит раздор, а у
советующихся--мудрость.
|
11.
|
Богатство
от суетности истощается, а собирающий
трудами умножает его.
|
12.
|
Надежда,
долго не сбывающаяся, томит сердце, а
исполнившееся желание--[как] древо
жизни.
|
13.
|
Кто
пренебрегает словом, тот причиняет
вред себе; а кто боится заповеди, тому
воздается.
|
14.
|
Учение
мудрого--источник жизни, удаляющий от
сетей смерти.
|
15.
|
Добрый
разум доставляет приятность, путь же
беззаконных жесток.
|
16.
|
Всякий
благоразумный действует с знанием, а
глупый выставляет напоказ глупость.
|
17.
|
Худой
посол попадает в беду, а верный
посланник--спасение.
|
18.
|
Нищета
и посрамление отвергающему учение; а
кто соблюдает наставление, будет в
чести.
|
19.
|
Желание
исполнившееся--приятно для души; но
несносно для глупых уклоняться от зла.
|
20.
|
Общающийся
с мудрыми будет мудр, а кто дружит с
глупыми, развратится.
|
21.
|
Грешников
преследует зло, а праведникам
воздается добром.
|
22.
|
Добрый
оставляет наследство [и] внукам, а
богатство грешника сберегается для
праведного.
|
23.
|
Много
хлеба [бывает] и на ниве бедных; но
некоторые гибнут от беспорядка.
|
24.
|
Кто
жалеет розги своей, тот ненавидит сына;
а кто любит, тот с детства наказывает
его.
|
25.
|
Праведник
ест до сытости, а чрево беззаконных
терпит лишение.
|
|
|
1.
|
Мудрая
жена устроит дом свой, а глупая
разрушит его своими руками.
|
2.
|
Идущий
прямым путем боится Господа; но чьи
пути кривы, тот небрежет о Нем.
|
3.
|
В устах
глупого--бич гордости; уста же мудрых
охраняют их.
|
4.
|
Где нет
волов, [там] ясли пусты; а много прибыли
от силы волов.
|
5.
|
Верный
свидетель не лжет, а свидетель ложный
наговорит много лжи.
|
6.
|
Распутный
ищет мудрости, и не находит; а для
разумного знание легко.
|
7.
|
Отойди
от человека глупого, у которого ты не
замечаешь разумных уст.
|
8.
|
Мудрость
разумного--знание пути своего, глупость
же безрассудных--заблуждение.
|
9.
|
Глупые
смеются над грехом, а посреди праведных--благоволение.
|
10.
|
Сердце
знает горе души своей, и в радость его
не вмешается чужой.
|
11.
|
Дом
беззаконных разорится, а жилище
праведных процветет.
|
12.
|
Есть
пути, которые кажутся человеку прямыми;
но конец их--путь к смерти.
|
13.
|
И при
смехе [иногда] болит сердце, и концом
радости бывает печаль.
|
14.
|
Человек
с развращенным сердцем насытится от
путей своих, и добрый--от своих.
|
15.
|
Глупый
верит всякому слову, благоразумный же
внимателен к путям своим.
|
16.
|
Мудрый
боится и удаляется от зла, а глупый
раздражителен и самонадеян.
|
17.
|
Вспыльчивый
может сделать глупость; но человек,
умышленно делающий зло, ненавистен.
|
18.
|
Невежды
получают в удел себе глупость, а
благоразумные увенчаются знанием.
|
19.
|
Преклонятся
злые пред добрыми и нечестивые--у ворот
праведника.
|
20.
|
Бедный
ненавидим бывает даже близким своим, а
у богатого много друзей.
|
21.
|
Кто
презирает ближнего своего, тот грешит;
а кто милосерд к бедным, тот блажен.
|
22.
|
Не
заблуждаются ли умышляющие зло? но
милость и верность у благомыслящих.
|
23.
|
От
всякого труда есть прибыль, а от
пустословия только ущерб.
|
24.
|
Венец
мудрых--богатство их, а глупость невежд
глупость [и] [есть].
|
25.
|
Верный
свидетель спасает души, а лживый
наговорит много лжи.
|
26.
|
В
страхе пред Господом--надежда твердая,
и сынам Своим Он прибежище.
|
27.
|
Страх
Господень--источник жизни, удаляющий от
сетей смерти.
|
28.
|
Во
множестве народа--величие царя, а при
малолюдстве народа беда государю.
|
29.
|
У
терпеливого человека много разума, а
раздражительный выказывает глупость.
|
30.
|
Кроткое
сердце--жизнь для тела, а зависть--гниль
для костей.
|
31.
|
Кто
теснит бедного, тот хулит Творца его;
чтущий же Его благотворит нуждающемуся.
|
32.
|
За зло
свое нечестивый будет отвергнут, а
праведный и при смерти своей имеет
надежду.
|
33.
|
Мудрость
почиет в сердце разумного, и среди
глупых дает знать о себе.
|
34.
|
Праведность
возвышает народ, а беззаконие--бесчестие
народов.
|
35.
|
Благоволение
царя--к рабу разумному, а гнев его--против
того, кто позорит его.
|
|
|
1.
|
Кроткий
ответ отвращает гнев, а оскорбительное
слово возбуждает ярость.
|
2.
|
Язык
мудрых сообщает добрые знания, а уста
глупых изрыгают глупость.
|
3.
|
На
всяком месте очи Господни: они видят
злых и добрых.
|
4.
|
Кроткий
язык--древо жизни, но необузданный--сокрушение
духа.
|
5.
|
Глупый
пренебрегает наставлением отца своего;
а кто внимает обличениям, тот
благоразумен.
|
6.
|
В доме
праведника--обилие сокровищ, а в
прибытке нечестивого--расстройство.
|
7.
|
Уста
мудрых распространяют знание, а сердце
глупых не так.
|
8.
|
Жертва
нечестивых--мерзость пред Господом, а
молитва праведных благоугодна Ему.
|
9.
|
Мерзость
пред Господом--путь нечестивого, а
идущего путем правды Он любит.
|
10.
|
Злое
наказание--уклоняющемуся от пути, и
ненавидящий обличение погибнет.
|
11.
|
Преисподняя
и Аваддон [открыты] пред Господом, тем
более сердца сынов человеческих.
|
12.
|
Не
любит распутный обличающих его, и к
мудрым не пойдет.
|
13.
|
Веселое
сердце делает лице веселым, а при
сердечной скорби дух унывает.
|
14.
|
Сердце
разумного ищет знания, уста же глупых
питаются глупостью.
|
15.
|
Все дни
несчастного печальны; а у кого сердце
весело, у того всегда пир.
|
16.
|
Лучше
немногое при страхе Господнем, нежели
большое сокровище, и при нем тревога.
|
17.
|
Лучше
блюдо зелени, и при нем любовь, нежели
откормленный бык, и при нем ненависть.
|
18.
|
Вспыльчивый
человек возбуждает раздор, а
терпеливый утишает распрю.
|
19.
|
Путь
ленивого--как терновый плетень, а путь
праведных--гладкий.
|
20.
|
Мудрый
сын радует отца, а глупый человек
пренебрегает мать свою.
|
21.
|
Глупость--радость
для малоумного, а человек разумный идет
прямою дорогою.
|
22.
|
Без
совета предприятия расстроятся, а при
множестве советников они состоятся.
|
23.
|
Радость
человеку в ответе уст его, и как хорошо
слово вовремя!
|
24.
|
Путь
жизни мудрого вверх, чтобы уклониться
от преисподней внизу.
|
25.
|
Дом
надменных разорит Господь, а межу вдовы
укрепит.
|
26.
|
Мерзость
пред Господом--помышления злых, слова
же непорочных угодны Ему.
|
27.
|
Корыстолюбивый
расстроит дом свой, а ненавидящий
подарки будет жить.
|
28.
|
Сердце
праведного обдумывает ответ, а уста
нечестивых изрыгают зло.
|
29.
|
Далек
Господь от нечестивых, а молитву
праведников слышит.
|
30.
|
Светлый
взгляд радует сердце, добрая весть
утучняет кости.
|
31.
|
Ухо,
внимательное к учению жизни, пребывает
между мудрыми.
|
32.
|
Отвергающий
наставление не радеет о своей душе; а
кто внимает обличению, тот приобретает
разум.
|
33.
|
Страх
Господень научает мудрости, и славе
предшествует смирение.
|
|
|
1.
|
Человеку
[принадлежат] предположения сердца, но
от Господа ответ языка.
|
2.
|
Все
пути человека чисты в его глазах, но
Господь взвешивает души.
|
3.
|
Предай
Господу дела твои, и предприятия твои
совершатся.
|
4.
|
Все
сделал Господь ради Себя; и даже
нечестивого [блюдет] на день бедствия.
|
5.
|
Мерзость
пред Господом всякий надменный сердцем;
можно поручиться, что он не останется
ненаказанным.
|
6.
|
Милосердием
и правдою очищается грех, и страх
Господень отводит от зла.
|
7.
|
Когда
Господу угодны пути человека, Он и
врагов его примиряет с ним.
|
8.
|
Лучше
немногое с правдою, нежели множество
прибытков с неправдою.
|
9.
|
Сердце
человека обдумывает свой путь, но
Господь управляет шествием его.
|
10.
|
В устах
царя--слово вдохновенное; уста его не
должны погрешать на суде.
|
11.
|
Верные
весы и весовые чаши--от Господа; от Него
же все гири в суме.
|
12.
|
Мерзость
для царей--дело беззаконное, потому что
правдою утверждается престол.
|
13.
|
Приятны
царю уста правдивые, и говорящего
истину он любит.
|
14.
|
Царский
гнев--вестник смерти; но мудрый человек
умилостивит его.
|
15.
|
В
светлом взоре царя--жизнь, и
благоволение его--как облако с поздним
дождем.
|
16.
|
Приобретение
мудрости гораздо лучше золота, и
приобретение разума предпочтительнее
отборного серебра.
|
17.
|
Путь
праведных--уклонение от зла: тот
бережет душу свою, кто хранит путь свой.
|
18.
|
Погибели
предшествует гордость, и падению--надменность.
|
19.
|
Лучше
смиряться духом с кроткими, нежели
разделять добычу с гордыми.
|
20.
|
Кто
ведет дело разумно, тот найдет благо, и
кто надеется на Господа, тот блажен.
|
21.
|
Мудрый
сердцем прозовется благоразумным, и
сладкая речь прибавит к учению.
|
22.
|
Разум
для имеющих его--источник жизни, а
ученость глупых--глупость.
|
23.
|
Сердце
мудрого делает язык его мудрым и
умножает знание в устах его.
|
24.
|
Приятная
речь--сотовый мед, сладка для души и
целебна для костей.
|
25.
|
Есть
пути, которые кажутся человеку прямыми,
но конец их путь к смерти.
|
26.
|
Трудящийся
трудится для себя, потому что понуждает
его [к] [тому] рот его.
|
27.
|
Человек
лукавый замышляет зло, и на устах его
как бы огонь палящий.
|
28.
|
Человек
коварный сеет раздор, и наушник
разлучает друзей.
|
29.
|
Человек
неблагонамеренный развращает ближнего
своего и ведет его на путь недобрый;
|
30.
|
прищуривает
глаза свои, чтобы придумать коварство;
закусывая себе губы, совершает
злодейство.
|
31.
|
Венец
славы--седина, которая находится на
пути правды.
|
32.
|
Долготерпеливый
лучше храброго, и владеющий собою [лучше]
завоевателя города.
|
33.
|
В полу
бросается жребий, но все решение его--от
Господа.
|
|
|
1.
|
Лучше
кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели
дом, полный заколотого скота, с
раздором.
|
2.
|
Разумный
раб господствует над беспутным сыном и
между братьями разделит наследство.
|
3.
|
Плавильня--для
серебра, и горнило--для золота, а сердца
испытывает Господь.
|
4.
|
Злодей
внимает устам беззаконным, лжец
слушается языка пагубного.
|
5.
|
Кто
ругается над нищим, тот хулит Творца
его; кто радуется несчастью, тот не
останется ненаказанным.
|
6.
|
Венец
стариков--сыновья сыновей, и слава
детей--родители их.
|
7.
|
Неприлична
глупому важная речь, тем паче знатному--уста
лживые.
|
8.
|
Подарок--драгоценный
камень в глазах владеющего им: куда ни
обратится он, успеет.
|
9.
|
Прикрывающий
проступок ищет любви; а кто снова
напоминает о нем, тот удаляет друга.
|
10.
|
На
разумного сильнее действует выговор,
нежели на глупого сто ударов.
|
11.
|
Возмутитель
ищет только зла; поэтому жестокий ангел
будет послан против него.
|
12.
|
Лучше
встретить человеку медведицу, лишенную
детей, нежели глупца с его глупостью.
|
13.
|
Кто за
добро воздает злом, от дома того не
отойдет зло.
|
14.
|
Начало
ссоры--как прорыв воды; оставь ссору
прежде, нежели разгорелась она.
|
15.
|
Оправдывающий
нечестивого и обвиняющий праведного--оба
мерзость пред Господом.
|
16.
|
К чему
сокровище в руках глупца? Для
приобретения мудрости [у] [него] нет
разума.
|
17.
|
Друг
любит во всякое время и, как брат,
явится во время несчастья.
|
18.
|
Человек
малоумный дает руку и ручается за
ближнего своего.
|
19.
|
Кто
любит ссоры, любит грех, и кто высоко
поднимает ворота свои, тот ищет падения.
|
20.
|
Коварное
сердце не найдет добра, и лукавый язык
попадет в беду.
|
21.
|
Родил
кто глупого, --себе на горе, и отец
глупого не порадуется.
|
22.
|
Веселое
сердце благотворно, как врачевство, а
унылый дух сушит кости.
|
23.
|
Нечестивый
берет подарок из пазухи, чтобы
извратить пути правосудия.
|
24.
|
Мудрость--пред
лицем у разумного, а глаза глупца--на
конце земли.
|
25.
|
Глупый
сын--досада отцу своему и огорчение для
матери своей.
|
26.
|
Нехорошо
и обвинять правого, [и] бить вельмож за
правду.
|
27.
|
Разумный
воздержан в словах своих, и
благоразумный хладнокровен.
|
28.
|
И
глупец, когда молчит, может показаться
мудрым, и затворяющий уста свои--благоразумным.
|
|
|
1.
|
Прихоти
ищет своенравный, восстает против
всего умного.
|
2.
|
Глупый
не любит знания, а только бы выказать
свой ум.
|
3.
|
С
приходом нечестивого приходит и
презрение, а с бесславием--поношение.
|
4.
|
Слова
уст человеческих--глубокие воды;
источник мудрости--струящийся поток.
|
5.
|
Нехорошо
быть лицеприятным к нечестивому, чтобы
ниспровергнуть праведного на суде.
|
6.
|
Уста
глупого идут в ссору, и слова его
вызывают побои.
|
7.
|
Язык
глупого--гибель для него, и уста его--сеть
для души его.
|
8.
|
Слова
наушника--как лакомства, и они входят во
внутренность чрева.
|
9.
|
Нерадивый
в работе своей--брат расточителю.
|
10.
|
Имя
Господа--крепкая башня: убегает в нее
праведник--и безопасен.
|
11.
|
Имение
богатого--крепкий город его, и как
высокая ограда в его воображении.
|
12.
|
Перед
падением возносится сердце человека, а
смирение предшествует славе.
|
13.
|
Кто
дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд
ему.
|
14.
|
Дух
человека переносит его немощи; а
пораженный дух--кто может подкрепить
его?
|
15.
|
Сердце
разумного приобретает знание, и ухо
мудрых ищет знания.
|
16.
|
Подарок
у человека дает ему простор и до
вельмож доведет его.
|
17.
|
Первый
в тяжбе своей прав, но приходит
соперник его и исследывает его.
|
18.
|
Жребий
прекращает споры и решает между
сильными.
|
19.
|
Озлобившийся
брат [неприступнее] крепкого города, и
ссоры подобны запорам замка.
|
20.
|
От
плода уст человека наполняется чрево
его; произведением уст своих он
насыщается.
|
21.
|
Смерть
и жизнь--во власти языка, и любящие его
вкусят от плодов его.
|
22.
|
Кто
нашел [добрую] жену, тот нашел благо и
получил благодать от Господа.
|
23.
|
С
мольбою говорит нищий, а богатый
отвечает грубо.
|
24.
|
Кто
хочет иметь друзей, тот и сам должен
быть дружелюбным; и бывает друг, более
привязанный, нежели брат.
|
|
|
1.
|
Лучше
бедный, ходящий в своей непорочности,
нежели [богатый] со лживыми устами, и
притом глупый.
|
2.
|
Нехорошо
душе без знания, и торопливый ногами
оступится.
|
3.
|
Глупость
человека извращает путь его, а сердце
его негодует на Господа.
|
4.
|
Богатство
прибавляет много друзей, а бедный
оставляется и другом своим.
|
5.
|
Лжесвидетель
не останется ненаказанным, и кто
говорит ложь, не спасется.
|
6.
|
Многие
заискивают у знатных, и всякий--друг
человеку, делающему подарки.
|
7.
|
Бедного
ненавидят все братья его, тем паче
друзья его удаляются от него: гонится
за ними, чтобы поговорить, но и этого
нет.
|
8.
|
Кто
приобретает разум, тот любит душу свою;
кто наблюдает благоразумие, тот
находит благо.
|
9.
|
Лжесвидетель
не останется ненаказанным, и кто
говорит ложь, погибнет.
|
10.
|
Неприлична
глупцу пышность, тем паче рабу
господство над князьями.
|
11.
|
Благоразумие
делает человека медленным на гнев, и
слава для него--быть снисходительным к
проступкам.
|
12.
|
Гнев
царя--как рев льва, а благоволение его--как
роса на траву.
|
13.
|
Глупый
сын--сокрушение для отца своего, и
сварливая жена--сточная труба.
|
14.
|
Дом и
имение--наследство от родителей, а
разумная жена--от Господа.
|
15.
|
Леность
погружает в сонливость, и нерадивая
душа будет терпеть голод.
|
16.
|
Хранящий
заповедь хранит душу свою, а нерадящий
о путях своих погибнет.
|
17.
|
Благотворящий
бедному дает взаймы Господу, и Он
воздаст ему за благодеяние его.
|
18.
|
Наказывай
сына своего, доколе есть надежда, и не
возмущайся криком его.
|
19.
|
Гневливый
пусть терпит наказание, потому что,
если пощадишь [его], придется тебе еще
больше наказывать его.
|
20.
|
Слушайся
совета и принимай обличение, чтобы
сделаться тебе впоследствии мудрым.
|
21.
|
Много
замыслов в сердце человека, но
состоится только определенное
Господом.
|
22.
|
Радость
человеку--благотворительность его, и
бедный человек лучше, нежели лживый.
|
23.
|
Страх
Господень [ведет] к жизни, и [кто имеет
его], всегда будет доволен, и зло не
постигнет его.
|
24.
|
Ленивый
опускает руку свою в чашу, и не хочет
донести ее до рта своего.
|
25.
|
Если ты
накажешь кощунника, то и простой
сделается благоразумным; и [если]
обличишь разумного, то он поймет
наставление.
|
26.
|
Разоряющий
отца и выгоняющий мать--сын срамной и
бесчестный.
|
27.
|
Перестань,
сын мой, слушать внушения об уклонении
от изречений разума.
|
28.
|
Лукавый
свидетель издевается над судом, и уста
беззаконных глотают неправду.
|
29.
|
Готовы
для кощунствующих суды, и побои--на тело
глупых.
|
|
|
1.
|
Вино--глумливо,
сикера--буйна; и всякий, увлекающийся
ими, неразумен.
|
2.
|
Гроза
царя--как бы рев льва: кто раздражает
его, тот грешит против самого себя.
|
3.
|
Честь
для человека--отстать от ссоры; а всякий
глупец задорен.
|
4.
|
Ленивец
зимою не пашет: поищет летом--и нет
ничего.
|
5.
|
Помыслы
в сердце человека--глубокие воды, но
человек разумный вычерпывает их.
|
6.
|
Многие
хвалят человека за милосердие, но
правдивого человека кто находит?
|
7.
|
Праведник
ходит в своей непорочности: блаженны
дети его после него!
|
8.
|
Царь,
сидящий на престоле суда, разгоняет
очами своими все злое.
|
9.
|
Кто
может сказать: `я очистил мое сердце, я
чист от греха моего?`
|
10.
|
Неодинаковые
весы, неодинаковая мера, то и другое--мерзость
пред Господом.
|
11.
|
Можно
узнать даже отрока по занятиям его,
чисто ли и правильно ли будет поведение
его.
|
12.
|
Ухо
слышащее и глаз видящий--и то и другое
создал Господь.
|
13.
|
Не люби
спать, чтобы тебе не обеднеть; держи
открытыми глаза твои, и будешь досыта
есть хлеб.
|
14.
|
`Дурно,
дурно`, говорит покупатель, а когда
отойдет, хвалится.
|
15.
|
Есть
золото и много жемчуга, но драгоценная
утварь--уста разумные.
|
16.
|
Возьми
платье его, так как он поручился за
чужого; и за стороннего возьми от него
залог.
|
17.
|
Сладок
для человека хлеб, [приобретенный]
неправдою; но после рот его наполнится
дресвою.
|
18.
|
Предприятия
получают твердость чрез совещание, и по
совещании веди войну.
|
19.
|
Кто
ходит переносчиком, тот открывает
тайну; и кто широко раскрывает рот, с
тем не сообщайся.
|
20.
|
Кто
злословит отца своего и свою мать, того
светильник погаснет среди глубокой
тьмы.
|
21.
|
Наследство,
поспешно захваченное вначале, не
благословится впоследствии.
|
22.
|
Не
говори: `я отплачу за зло`; предоставь
Господу, и Он сохранит тебя.
|
23.
|
Мерзость
пред Господом--неодинаковые гири, и
неверные весы--не добро.
|
24.
|
От
Господа направляются шаги человека;
человеку же как узнать путь свой?
|
25.
|
Сеть
для человека--поспешно давать обет, и
после обета обдумывать.
|
26.
|
Мудрый
царь вывеет нечестивых и обратит на них
колесо.
|
27.
|
Светильник
Господень--дух человека, испытывающий
все глубины сердца.
|
28.
|
Милость
и истина охраняют царя, и милостью он
поддерживает престол свой.
|
29.
|
Слава
юношей--сила их, а украшение стариков--седина.
|
30.
|
Раны от
побоев--врачевство против зла, и удары,
проникающие во внутренности чрева.
|
|
|
1.
|
Сердце
царя--в руке Господа, как потоки вод:
куда захочет, Он направляет его.
|
2.
|
Всякий
путь человека прям в глазах его; но
Господь взвешивает сердца.
|
3.
|
Соблюдение
правды и правосудия более угодно
Господу, нежели жертва.
|
4.
|
Гордость
очей и надменность сердца, отличающие
нечестивых, --грех.
|
5.
|
Помышления
прилежного стремятся к изобилию, а
всякий торопливый терпит лишение.
|
6.
|
Приобретение
сокровища лживым языком--мимолетное
дуновение ищущих смерти.
|
7.
|
Насилие
нечестивых обрушится на них, потому что
они отреклись соблюдать правду.
|
8.
|
Превратен
путь человека развращенного; а кто чист,
того действие прямо.
|
9.
|
Лучше
жить в углу на кровле, нежели со
сварливою женою в пространном доме.
|
10.
|
Душа
нечестивого желает зла: не найдет
милости в глазах его и друг его.
|
11.
|
Когда
наказывается кощунник, простой
делается мудрым; и когда вразумляется
мудрый, то он приобретает знание.
|
12.
|
Праведник
наблюдает за домом нечестивого: как
повергаются нечестивые в несчастие.
|
13.
|
Кто
затыкает ухо свое от вопля бедного, тот
и сам будет вопить, --и не будет услышан.
|
14.
|
Подарок
тайный тушит гнев, и дар в пазуху--сильную
ярость.
|
15.
|
Соблюдение
правосудия--радость для праведника и
страх для делающих зло.
|
16.
|
Человек,
сбившийся с пути разума, водворится в
собрании мертвецов.
|
17.
|
Кто
любит веселье, обеднеет; а кто любит
вино и тук, не разбогатеет.
|
18.
|
Выкупом
будет за праведного нечестивый и за
прямодушного--лукавый.
|
19.
|
Лучше
жить в земле пустынной, нежели с женою
сварливою и сердитою.
|
20.
|
Вожделенное
сокровище и тук--в доме мудрого; а
глупый человек расточает их.
|
21.
|
Соблюдающий
правду и милость найдет жизнь, правду и
славу.
|
22.
|
Мудрый
входит в город сильных и ниспровергает
крепость, на которую они надеялись.
|
23.
|
Кто
хранит уста свои и язык свой, тот хранит
от бед душу свою.
|
24.
|
Надменный
злодей--кощунник имя ему--действует в
пылу гордости.
|
25.
|
Алчба
ленивца убьет его, потому что руки его
отказываются работать;
|
26.
|
всякий
день он сильно алчет, а праведник дает и
не жалеет.
|
27.
|
Жертва
нечестивых--мерзость, особенно когда с
лукавством приносят ее.
|
28.
|
Лжесвидетель
погибнет; а человек, который говорит,
что знает, будет говорить всегда.
|
29.
|
Человек
нечестивый дерзок лицом своим, а
праведный держит прямо путь свой.
|
30.
|
Нет
мудрости, и нет разума, и нет совета
вопреки Господу.
|
31.
|
Коня
приготовляют на день битвы, но победа--от
Господа.
|
|
|
1.
|
Доброе
имя лучше большого богатства, и добрая
слава лучше серебра и золота.
|
2.
|
Богатый
и бедный встречаются друг с другом:
того и другого создал Господь.
|
3.
|
Благоразумный
видит беду, и укрывается; а неопытные
идут вперед, и наказываются.
|
4.
|
За
смирением следует страх Господень,
богатство и слава и жизнь.
|
5.
|
Терны и
сети на пути коварного; кто бережет
душу свою, удались от них.
|
6.
|
Наставь
юношу при начале пути его: он не
уклонится от него, когда и состарится.
|
7.
|
Богатый
господствует над бедным, и должник [делается]
рабом заимодавца.
|
8.
|
Сеющий
неправду пожнет беду, и трости гнева
его не станет.
|
9.
|
Милосердый
будет благословляем, потому что дает
бедному от хлеба своего.
|
10.
|
Прогони
кощунника, и удалится раздор, и
прекратятся ссора и брань.
|
11.
|
Кто
любит чистоту сердца, у того приятность
на устах, тому царь--друг.
|
12.
|
Очи
Господа охраняют знание, а слова
законопреступника Он ниспровергает.
|
13.
|
Ленивец
говорит: `лев на улице! посреди площади
убьют меня!`
|
14.
|
Глубокая
пропасть--уста блудниц: на кого
прогневается Господь, тот упадет туда.
|
15.
|
Глупость
привязалась к сердцу юноши, но
исправительная розга удалит ее от него.
|
16.
|
Кто
обижает бедного, чтобы умножить свое
богатство, и кто дает богатому, тот
обеднеет.
|
17.
|
Приклони
ухо твое, и слушай слова мудрых, и
сердце твое обрати к моему знанию;
|
18.
|
потому
что утешительно будет, если ты будешь
хранить их в сердце твоем, и они будут
также в устах твоих.
|
19.
|
Чтобы
упование твое было на Господа, я учу
тебя и сегодня, и ты [помни].
|
20.
|
Не
писал ли я тебе трижды в советах и
наставлении,
|
21.
|
чтобы
научить тебя точным словам истины, дабы
ты мог передавать слова истины
посылающим тебя?
|
22.
|
Не будь
грабителем бедного, потому что он беден,
и не притесняй несчастного у ворот,
|
23.
|
потому
что Господь вступится в дело их и
исхитит душу у грабителей их.
|
24.
|
Не
дружись с гневливым и не сообщайся с
человеком вспыльчивым,
|
25.
|
чтобы
не научиться путям его и не навлечь
петли на душу твою.
|
26.
|
Не будь
из тех, которые дают руки и поручаются
за долги:
|
27.
|
если
тебе нечем заплатить, то для чего
доводить себя, чтобы взяли постель твою
из-под тебя?
|
28.
|
Не
передвигай межи давней, которую
провели отцы твои.
|
29.
|
Видел
ли ты человека проворного в своем деле?
Он будет стоять перед царями, он не
будет стоять перед простыми.
|
|
|
1.
|
Когда
сядешь вкушать пищу с властелином, то
тщательно наблюдай, что перед тобою,
|
2.
|
и
поставь преграду в гортани твоей, если
ты алчен.
|
3.
|
Не
прельщайся лакомыми яствами его; это--обманчивая
пища.
|
4.
|
Не
заботься о том, чтобы нажить богатство;
оставь такие мысли твои.
|
5.
|
Устремишь
глаза твои на него, и--его уже нет;
потому что оно сделает себе крылья и,
как орел, улетит к небу.
|
6.
|
Не
вкушай пищи у человека завистливого и
не прельщайся лакомыми яствами его;
|
7.
|
потому
что, каковы мысли в душе его, таков и он;
`ешь и пей`, говорит он тебе, а сердце его
не с тобою.
|
8.
|
Кусок,
который ты съел, изблюешь, и добрые
слова твои ты потратишь напрасно.
|
9.
|
В уши
глупого не говори, потому что он
презрит разумные слова твои.
|
10.
|
Не
передвигай межи давней и на поля сирот
не заходи,
|
11.
|
потому
что Защитник их силен; Он вступится в
дело их с тобою.
|
12.
|
Приложи
сердце твое к учению и уши твои--к умным
словам.
|
13.
|
Не
оставляй юноши без наказания: если
накажешь его розгою, он не умрет;
|
14.
|
ты
накажешь его розгою и спасешь душу его
от преисподней.
|
15.
|
Сын мой!
если сердце твое будет мудро, то
порадуется и мое сердце;
|
16.
|
и
внутренности мои будут радоваться,
когда уста твои будут говорить правое.
|
17.
|
Да не
завидует сердце твое грешникам, но да
пребудет оно во все дни в страхе
Господнем;
|
18.
|
потому
что есть будущность, и надежда твоя не
потеряна.
|
19.
|
Слушай,
сын мой, и будь мудр, и направляй сердце
твое на прямой путь.
|
20.
|
Не будь
между упивающимися вином, между
пресыщающимися мясом:
|
21.
|
потому
что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и
сонливость оденет в рубище.
|
22.
|
Слушайся
отца твоего: он родил тебя; и не
пренебрегай матери твоей, когда она и
состарится.
|
23.
|
Купи
истину и не продавай мудрости и учения
и разума.
|
24.
|
Торжествует
отец праведника, и родивший мудрого
радуется о нем.
|
25.
|
Да
веселится отец твой и да торжествует
мать твоя, родившая тебя.
|
26.
|
Сын мой!
отдай сердце твое мне, и глаза твои да
наблюдают пути мои,
|
27.
|
потому
что блудница--глубокая пропасть, и
чужая жена--тесный колодезь;
|
28.
|
она, как
разбойник, сидит в засаде и умножает
между людьми законопреступников.
|
29.
|
У кого
вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого
горе? у кого раны без причины? у кого
багровые глаза?
|
30.
|
У тех,
которые долго сидят за вином, которые
приходят отыскивать [вина]
приправленного.
|
31.
|
Не
смотри на вино, как оно краснеет, как
оно искрится в чаше, как оно
ухаживается ровно:
|
32.
|
впоследствии,
как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;
|
33.
|
глаза
твои будут смотреть на чужих жен, и
сердце твое заговорит развратное,
|
34.
|
и ты
будешь, как спящий среди моря и как
спящий на верху мачты.
|
35.
|
[И
скажешь]: `били меня, мне не было больно;
толкали меня, я не чувствовал. Когда
проснусь, опять буду искать того же`.
|
|
|
1.
|
Не
ревнуй злым людям и не желай быть с ними,
|
2.
|
потому
что о насилии помышляет сердце их, и о
злом говорят уста их.
|
3.
|
Мудростью
устрояется дом и разумом утверждается,
|
4.
|
и с
уменьем внутренности его наполняются
всяким драгоценным и прекрасным
имуществом.
|
5.
|
Человек
мудрый силен, и человек разумный
укрепляет силу свою.
|
6.
|
Поэтому
с обдуманностью веди войну твою, и
успех [будет] при множестве совещаний.
|
7.
|
Для
глупого слишком высока мудрость; у
ворот не откроет он уст своих.
|
8.
|
Кто
замышляет сделать зло, того называют
злоумышленником.
|
9.
|
Помысл
глупости--грех, и кощунник--мерзость для
людей.
|
10.
|
Если ты
в день бедствия оказался слабым, то
бедна сила твоя.
|
11.
|
Спасай
взятых на смерть, и неужели откажешься
от обреченных на убиение?
|
12.
|
Скажешь
ли: `вот, мы не знали этого`? А Испытующий
сердца разве не знает? Наблюдающий над
душею твоею знает это, и воздаст
человеку по делам его.
|
13.
|
Ешь, сын
мой, мед, потому что он приятен, и сот,
который сладок для гортани твоей:
|
14.
|
таково
и познание мудрости для души твоей.
Если ты нашел [ее], то есть будущность, и
надежда твоя не потеряна.
|
15.
|
Не
злоумышляй, нечестивый, против жилища
праведника, не опустошай места покоя
его,
|
16.
|
ибо
семь раз упадет праведник, и встанет; а
нечестивые впадут в погибель.
|
17.
|
Не
радуйся, когда упадет враг твой, и да не
веселится сердце твое, когда он
споткнется.
|
18.
|
Иначе,
увидит Господь, и неугодно будет это в
очах Его, и Он отвратит от него гнев
Свой.
|
19.
|
Не
негодуй на злодеев и не завидуй
нечестивым,
|
20.
|
потому
что злой не имеет будущности, --светильник
нечестивых угаснет.
|
21.
|
Бойся,
сын мой, Господа и царя; с мятежниками
не сообщайся,
|
22.
|
потому
что внезапно придет погибель от них, и
беду от них обоих кто предузнает?
|
23.
|
Сказано
также мудрыми: иметь лицеприятие на
суде--нехорошо.
|
24.
|
Кто
говорит виновному: `ты прав`, того будут
проклинать народы, того будут
ненавидеть племена;
|
25.
|
а
обличающие будут любимы, и на них
придет благословение.
|
26.
|
В уста
целует, кто отвечает словами верными.
|
27.
|
Соверши
дела твои вне дома, окончи их на поле
твоем, и потом устрояй и дом твой.
|
28.
|
Не будь
лжесвидетелем на ближнего твоего: к
чему тебе обманывать устами твоими?
|
29.
|
Не
говори: `как он поступил со мною, так и я
поступлю с ним, воздам человеку по
делам его`.
|
30.
|
Проходил
я мимо поля человека ленивого и мимо
виноградника человека скудоумного:
|
31.
|
и вот,
все это заросло терном, поверхность его
покрылась крапивою, и каменная ограда
его обрушилась.
|
32.
|
И
посмотрел я, и обратил сердце мое, и
посмотрел и получил урок:
|
33.
|
`немного
поспишь, немного подремлешь, немного,
сложив руки, полежишь, --
|
34.
|
и
придет, [как] прохожий, бедность твоя, и
нужда твоя--как человек вооруженный`.
|
|
|
1.
|
И это
притчи Соломона, которые собрали мужи
Езекии, царя Иудейского.
|
2.
|
Слава
Божия--облекать тайною дело, а слава
царей--исследывать дело.
|
3.
|
Как
небо в высоте и земля в глубине, так
сердце царей--неисследимо.
|
4.
|
Отдели
примесь от серебра, и выйдет у
серебряника сосуд:
|
5.
|
удали
неправедного от царя, и престол его
утвердится правдою.
|
6.
|
Не
величайся пред лицем царя, и на месте
великих не становись;
|
7.
|
потому
что лучше, когда скажут тебе: `пойди
сюда повыше`, нежели когда понизят тебя
пред знатным, которого видели глаза
твои.
|
8.
|
Не
вступай поспешно в тяжбу: иначе что
будешь делать при окончании, когда
соперник твой осрамит тебя?
|
9.
|
Веди
тяжбу с соперником твоим, но тайны
другого не открывай,
|
10.
|
дабы не
укорил тебя услышавший это, и тогда
бесчестие твое не отойдет от тебя.
|
11.
|
Золотые
яблоки в серебряных прозрачных сосудах--слово,
сказанное прилично.
|
12.
|
Золотая
серьга и украшение из чистого золота--мудрый
обличитель для внимательного уха.
|
13.
|
Что
прохлада от снега во время жатвы, то
верный посол для посылающего его: он
доставляет душе господина своего
отраду.
|
14.
|
Что
тучи и ветры без дождя, то человек,
хвастающий ложными подарками.
|
15.
|
Кротостью
склоняется к милости вельможа, и мягкий
язык переламывает кость.
|
16.
|
Нашел
ты мед, --ешь, сколько тебе потребно,
чтобы не пресытиться им и не изблевать
его.
|
17.
|
Не
учащай входить в дом друга твоего,
чтобы он не наскучил тобою и не
возненавидел тебя.
|
18.
|
Что
молот и меч и острая стрела, то человек,
произносящий ложное свидетельство
против ближнего своего.
|
19.
|
Что
сломанный зуб и расслабленная нога, то
надежда на ненадежного [человека] в
день бедствия.
|
20.
|
Что
снимающий с себя одежду в холодный день,
что уксус на рану, то поющий песни
печальному сердцу.
|
21.
|
Если
голоден враг твой, накорми его хлебом; и
если он жаждет, напой его водою:
|
22.
|
ибо, [делая
сие], ты собираешь горящие угли на
голову его, и Господь воздаст тебе.
|
23.
|
Северный
ветер производит дождь, а тайный язык--недовольные
лица.
|
24.
|
Лучше
жить в углу на кровле, нежели со
сварливою женою в пространном доме.
|
25.
|
Что
холодная вода для истомленной жаждой
души, то добрая весть из дальней страны.
|
26.
|
Что
возмущенный источник и поврежденный
родник, то праведник, падающий пред
нечестивым.
|
27.
|
Как
нехорошо есть много меду, так
домогаться славы не есть слава.
|
28.
|
Что
город разрушенный, без стен, то человек,
не владеющий духом своим.
|
|
|
1.
|
Как
снег летом и дождь во время жатвы, так
честь неприлична глупому.
|
2.
|
Как
воробей вспорхнет, как ласточка улетит,
так незаслуженное проклятие не
сбудется.
|
3.
|
Бич для
коня, узда для осла, а палка для глупых.
|
4.
|
Не
отвечай глупому по глупости его, чтобы
и тебе не сделаться подобным ему;
|
5.
|
но
отвечай глупому по глупости его, чтобы
он не стал мудрецом в глазах своих.
|
6.
|
Подрезывает
себе ноги, терпит неприятность тот, кто
дает словесное поручение глупцу.
|
7.
|
Неровно
поднимаются ноги у хромого, --и притча в
устах глупцов.
|
8.
|
Что
влагающий драгоценный камень в пращу,
то воздающий глупому честь.
|
9.
|
Что [колючий]
терн в руке пьяного, то притча в устах
глупцов.
|
10.
|
Сильный
делает все произвольно: и глупого
награждает, и всякого прохожего
награждает.
|
11.
|
Как пес
возвращается на блевотину свою, так
глупый повторяет глупость свою.
|
12.
|
Видал
ли ты человека, мудрого в глазах его? На
глупого больше надежды, нежели на него.
|
13.
|
Ленивец
говорит: `лев на дороге! лев на площадях!`
|
14.
|
Дверь
ворочается на крючьях своих, а ленивец
на постели своей.
|
15.
|
Ленивец
опускает руку свою в чашу, и ему тяжело
донести ее до рта своего.
|
16.
|
Ленивец
в глазах своих мудрее семерых,
отвечающих обдуманно.
|
17.
|
Хватает
пса за уши, кто, проходя мимо,
вмешивается в чужую ссору.
|
18.
|
Как
притворяющийся помешанным бросает
огонь, стрелы и смерть,
|
19.
|
так--человек,
который коварно вредит другу своему и
потом говорит: `я только пошутил`.
|
20.
|
Где нет
больше дров, огонь погасает, и где нет
наушника, раздор утихает.
|
21.
|
Уголь--для
жара и дрова--для огня, а человек
сварливый--для разжжения ссоры.
|
22.
|
Слова
наушника--как лакомства, и они входят во
внутренность чрева.
|
23.
|
Что
нечистым серебром обложенный глиняный
сосуд, то пламенные уста и сердце
злобное.
|
24.
|
Устами
своими притворяется враг, а в сердце
своем замышляет коварство.
|
25.
|
Если он
говорит и нежным голосом, не верь ему,
потому что семь мерзостей в сердце его.
|
26.
|
Если
ненависть прикрывается наедине, то
откроется злоба его в народном
собрании.
|
27.
|
Кто
роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит
вверх камень, к тому он воротится.
|
28.
|
Лживый
язык ненавидит уязвляемых им, и
льстивые уста готовят падение.
|
|
|
1.
|
Не
хвались завтрашним днем, потому что не
знаешь, что родит тот день.
|
2.
|
Пусть
хвалит тебя другой, а не уста твои, --чужой,
а не язык твой.
|
3.
|
Тяжел
камень, весок и песок; но гнев глупца
тяжелее их обоих.
|
4.
|
Жесток
гнев, неукротима ярость; но кто устоит
против ревности?
|
5.
|
Лучше
открытое обличение, нежели скрытая
любовь.
|
6.
|
Искренни
укоризны от любящего, и лживы поцелуи
ненавидящего.
|
7.
|
Сытая
душа попирает и сот, а голодной душе все
горькое сладко.
|
8.
|
Как
птица, покинувшая гнездо свое, так
человек, покинувший место свое.
|
9.
|
Масть и
курение радуют сердце; так сладок [всякому]
друг сердечным советом своим.
|
10.
|
Не
покидай друга твоего и друга отца
твоего, и в дом брата твоего не ходи в
день несчастья твоего: лучше сосед
вблизи, нежели брат вдали.
|
11.
|
Будь
мудр, сын мой, и радуй сердце мое; и я
буду иметь, что отвечать злословящему
меня.
|
12.
|
Благоразумный
видит беду и укрывается; а неопытные
идут вперед [и] наказываются.
|
13.
|
Возьми
у него платье его, потому что он
поручился за чужого, и за стороннего
возьми от него залог.
|
14.
|
Кто
громко хвалит друга своего с раннего
утра, того сочтут за злословящего.
|
15.
|
Непрестанная
капель в дождливый день и сварливая
жена--равны:
|
16.
|
кто
хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер
и масть в правой руке своей, дающую
знать о себе.
|
17.
|
Железо
железо острит, и человек изощряет
взгляд друга своего.
|
18.
|
Кто
стережет смоковницу, тот будет есть
плоды ее; и кто бережет господина
своего, тот будет в чести.
|
19.
|
Как в
воде лицо--к лицу, так сердце человека--к
человеку.
|
20.
|
Преисподняя
и Аваддон--ненасытимы; так ненасытимы и
глаза человеческие.
|
21.
|
Что
плавильня--для серебра, горнило--для
золота, то для человека уста, которые
хвалят его.
|
22.
|
Толки
глупого в ступе пестом вместе с зерном,
не отделится от него глупость его.
|
23.
|
Хорошо
наблюдай за скотом твоим, имей
попечение о стадах;
|
24.
|
потому
что [богатство] не навек, да и власть
разве из рода в род?
|
25.
|
Прозябает
трава, и является зелень, и собирают
горные травы.
|
26.
|
Овцы--на
одежду тебе, и козлы--на покупку поля.
|
27.
|
И
довольно козьего молока в пищу тебе, в
пищу домашним твоим и на
продовольствие служанкам твоим.
|
|
|
1.
|
Нечестивый
бежит, когда никто не гонится [за ним]; а
праведник смел, как лев.
|
2.
|
Когда
страна отступит от закона, тогда много
в ней начальников; а при разумном и
знающем муже она долговечна.
|
3.
|
Человек
бедный и притесняющий слабых [то же, что]
проливной дождь, смывающий хлеб.
|
4.
|
Отступники
от закона хвалят нечестивых, а
соблюдающие закон негодуют на них.
|
5.
|
Злые
люди не разумеют справедливости, а
ищущие Господа разумеют всё.
|
6.
|
Лучше
бедный, ходящий в своей непорочности,
нежели тот, кто извращает пути свои,
хотя он и богат.
|
7.
|
Хранящий
закон--сын разумный, а знающийся с
расточителями срамит отца своего.
|
8.
|
Умножающий
имение свое ростом и лихвою соберет его
для благотворителя бедных.
|
9.
|
Кто
отклоняет ухо свое от слушания закона,
того и молитва--мерзость.
|
10.
|
Совращающий
праведных на путь зла сам упадет в свою
яму, а непорочные наследуют добро.
|
11.
|
Человек
богатый--мудрец в глазах своих, но умный
бедняк обличит его.
|
12.
|
Когда
торжествуют праведники, великая слава,
но когда возвышаются нечестивые, люди
укрываются.
|
13.
|
Скрывающий
свои преступления не будет иметь
успеха; а кто сознается и оставляет их,
тот будет помилован.
|
14.
|
Блажен
человек, который всегда пребывает в
благоговении; а кто ожесточает сердце
свое, тот попадет в беду.
|
15.
|
Как
рыкающий лев и голодный медведь, так
нечестивый властелин над бедным
народом.
|
16.
|
Неразумный
правитель много делает притеснений, а
ненавидящий корысть продолжит дни.
|
17.
|
Человек,
виновный в пролитии человеческой крови,
будет бегать до могилы, чтобы кто не
схватил его.
|
18.
|
Кто
ходит непорочно, то будет невредим; а
ходящий кривыми путями упадет на одном
из них.
|
19.
|
Кто
возделывает землю свою, тот будет
насыщаться хлебом, а кто подражает
праздным, тот насытится нищетою.
|
20.
|
Верный
человек богат благословениями, а кто
спешит разбогатеть, тот не останется
ненаказанным.
|
21.
|
Быть
лицеприятным--нехорошо: такой человек и
за кусок хлеба сделает неправду.
|
22.
|
Спешит
к богатству завистливый человек, и не
думает, что нищета постигнет его.
|
23.
|
Обличающий
человека найдет после большую приязнь,
нежели тот, кто льстит языком.
|
24.
|
Кто
обкрадывает отца своего и мать свою и
говорит: `это не грех`, тот--сообщник
грабителям.
|
25.
|
Надменный
разжигает ссору, а надеющийся на
Господа будет благоденствовать.
|
26.
|
Кто
надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в
мудрости, тот будет цел.
|
27.
|
Дающий
нищему не обеднеет; а кто закрывает
глаза свои от него, на том много
проклятий.
|
28.
|
Когда
возвышаются нечестивые, люди
укрываются, а когда они падают,
умножаются праведники.
|
|
|
1.
|
Человек,
который, будучи обличаем, ожесточает
выю свою, внезапно сокрушится, и не
будет [ему] исцеления.
|
2.
|
Когда
умножаются праведники, веселится народ,
а когда господствует нечестивый, народ
стенает.
|
3.
|
Человек,
любящий мудрость, радует отца своего; а
кто знается с блудницами, тот расточает
имение.
|
4.
|
Царь
правосудием утверждает землю, а
любящий подарки разоряет ее.
|
5.
|
Человек,
льстящий другу своему, расстилает сеть
ногам его.
|
6.
|
В грехе
злого человека--сеть [для него], а
праведник веселится и радуется.
|
7.
|
Праведник
тщательно вникает в тяжбу бедных, а
нечестивый не разбирает дела.
|
8.
|
Люди
развратные возмущают город, а мудрые
утишают мятеж.
|
9.
|
Умный
человек, судясь с человеком глупым,
сердится ли, смеется ли, --не имеет покоя.
|
10.
|
Кровожадные
люди ненавидят непорочного, а
праведные заботятся о его жизни.
|
11.
|
Глупый
весь гнев свой изливает, а мудрый
сдерживает его.
|
12.
|
Если
правитель слушает ложные речи, то и все
служащие у него нечестивы.
|
13.
|
Бедный
и лихоимец встречаются друг с другом;
но свет глазам того и другого дает
Господь.
|
14.
|
Если
царь судит бедных по правде, то престол
его навсегда утвердится.
|
15.
|
Розга и
обличение дают мудрость; но отрок,
оставленный в небрежении, делает стыд
своей матери.
|
16.
|
При
умножении нечестивых умножается
беззаконие; но праведники увидят
падение их.
|
17.
|
Наказывай
сына твоего, и он даст тебе покой, и
доставит радость душе твоей.
|
18.
|
Без
откровения свыше народ необуздан, а
соблюдающий закон блажен.
|
19.
|
Словами
не научится раб, потому что, хотя он
понимает [их], но не слушается.
|
20.
|
Видал
ли ты человека опрометчивого в словах
своих? на глупого больше надежды,
нежели на него.
|
21.
|
Если с
детства воспитывать раба в неге, то
впоследствии он захочет быть сыном.
|
22.
|
Человек
гневливый заводит ссору, и вспыльчивый
много грешит.
|
23.
|
Гордость
человека унижает его, а смиренный духом
приобретает честь.
|
24.
|
Кто
делится с вором, тот ненавидит душу
свою; слышит он проклятие, но не
объявляет о том.
|
25.
|
Боязнь
пред людьми ставит сеть; а надеющийся
на Господа будет безопасен.
|
26.
|
Многие
ищут [благосклонного] лица правителя,
но судьба человека--от Господа.
|
27.
|
Мерзость
для праведников--человек неправедный, и
мерзость для нечестивого--идущий
прямым путем.
|
|
|
1.
|
Слова
Агура, сына Иакеева. Вдохновенные
изречения, [которые] сказал этот
человек Ифиилу, Ифиилу и Укалу:
|
2.
|
подлинно,
я более невежда, нежели кто-либо из
людей, и разума человеческого нет у
меня,
|
3.
|
и не
научился я мудрости, и познания святых
не имею.
|
4.
|
Кто
восходил на небо и нисходил? кто собрал
ветер в пригоршни свои? кто завязал
воду в одежду? кто поставил все пределы
земли? какое имя ему? и какое имя сыну
его? знаешь ли?
|
5.
|
Всякое
слово Бога чисто; Он--щит уповающим на
Него.
|
6.
|
Не
прибавляй к словам Его, чтобы Он не
обличил тебя, и ты не оказался лжецом.
|
7.
|
Двух
вещей я прошу у Тебя, не откажи мне,
прежде нежели я умру:
|
8.
|
суету и
ложь удали от меня, нищеты и богатства
не давай мне, питай меня насущным
хлебом,
|
9.
|
дабы,
пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не
сказал: `кто Господь?` и чтобы, обеднев,
не стал красть и употреблять имя Бога
моего всуе.
|
10.
|
Не
злословь раба пред господином его,
чтобы он не проклял тебя, и ты не
остался виноватым.
|
11.
|
Есть
род, который проклинает отца своего и
не благословляет матери своей.
|
12.
|
Есть
род, который чист в глазах своих, тогда
как не омыт от нечистот своих.
|
13.
|
Есть
род--о, как высокомерны глаза его, и как
подняты ресницы его!
|
14.
|
Есть
род, у которого зубы--мечи, и челюсти--ножи,
чтобы пожирать бедных на земле и нищих
между людьми.
|
15.
|
У
ненасытимости две дочери: `давай, давай!`
Вот три ненасытимых, и четыре, которые
не скажут: `довольно!`
|
16.
|
Преисподняя
и утроба бесплодная, земля, которая не
насыщается водою, и огонь, который не
говорит: `довольно!`
|
17.
|
Глаз,
насмехающийся над отцом и
пренебрегающий покорностью к матери,
выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы
орлиные!
|
18.
|
Три
вещи непостижимы для меня, и четырех я
не понимаю:
|
19.
|
пути
орла на небе, пути змея на скале, пути
корабля среди моря и пути мужчины к
девице.
|
20.
|
Таков
путь и жены прелюбодейной; поела и
обтерла рот свой, и говорит: `я ничего
худого не сделала`.
|
21.
|
От трех
трясется земля, четырех она не может
носить:
|
22.
|
раба,
когда он делается царем; глупого, когда
он досыта ест хлеб;
|
23.
|
позорную
женщину, когда она выходит замуж, и
служанку, когда она занимает место
госпожи своей.
|
24.
|
Вот
четыре малых на земле, но они мудрее
мудрых:
|
25.
|
муравьи--народ
не сильный, но летом заготовляют пищу
свою;
|
26.
|
горные
мыши--народ слабый, но ставят домы свои
на скале;
|
27.
|
у
саранчи нет царя, но выступает вся она
стройно;
|
28.
|
паук
лапками цепляется, но бывает в царских
чертогах.
|
29.
|
Вот
трое имеют стройную походку, и четверо
стройно выступают:
|
30.
|
лев,
силач между зверями, не посторонится ни
перед кем;
|
31.
|
конь и
козел, и царь среди народа своего.
|
32.
|
Если ты
в заносчивости своей сделал глупость и
помыслил злое, то [положи] руку на уста;
|
33.
|
потому
что, как сбивание молока производит
масло, толчок в нос производит кровь,
так и возбуждение гнева производит
ссору.
|
|
|
1.
|
Слова
Лемуила царя. Наставление, которое
преподала ему мать его:
|
2.
|
что, сын
мой? что, сын чрева моего? что, сын
обетов моих?
|
3.
|
Не
отдавай женщинам сил твоих, ни путей
твоих губительницам царей.
|
4.
|
Не
царям, Лемуил, не царям пить вино, и не
князьям--сикеру,
|
5.
|
чтобы,
напившись, они не забыли закона и не
превратили суда всех угнетаемых.
|
6.
|
Дайте
сикеру погибающему и вино огорченному
душею;
|
7.
|
пусть
он выпьет и забудет бедность свою и не
вспомнит больше о своем страдании.
|
8.
|
Открывай
уста твои за безгласного и для защиты
всех сирот.
|
9.
|
Открывай
уста твои для правосудия и для дела
бедного и нищего.
|
10.
|
Кто
найдет добродетельную жену? цена ее
выше жемчугов;
|
11.
|
уверено
в ней сердце мужа ее, и он не останется
без прибытка;
|
12.
|
она
воздает ему добром, а не злом, во все дни
жизни своей.
|
13.
|
Добывает
шерсть и лен, и с охотою работает своими
руками.
|
14.
|
Она, как
купеческие корабли, издалека добывает
хлеб свой.
|
15.
|
Она
встает еще ночью и раздает пищу в доме
своем и урочное служанкам своим.
|
16.
|
Задумает
она о поле, и приобретает его; от плодов
рук своих насаждает виноградник.
|
17.
|
Препоясывает
силою чресла свои и укрепляет мышцы
свои.
|
18.
|
Она
чувствует, что занятие ее хорошо, и--светильник
ее не гаснет и ночью.
|
19.
|
Протягивает
руки свои к прялке, и персты ее берутся
за веретено.
|
20.
|
Длань
свою она открывает бедному, и руку свою
подает нуждающемуся.
|
21.
|
Не
боится стужи для семьи своей, потому
что вся семья ее одета в двойные одежды.
|
22.
|
Она
делает себе ковры; виссон и пурпур--одежда
ее.
|
23.
|
Муж ее
известен у ворот, когда сидит со
старейшинами земли.
|
24.
|
Она
делает покрывала и продает, и поясы
доставляет купцам Финикийским.
|
25.
|
Крепость
и красота--одежда ее, и весело смотрит
она на будущее.
|
26.
|
Уста
свои открывает с мудростью, и кроткое
наставление на языке ее.
|
27.
|
Она
наблюдает за хозяйством в доме своем и
не ест хлеба праздности.
|
28.
|
Встают
дети и ублажают ее, --муж, и хвалит ее:
|
29.
|
`много
было жен добродетельных, но ты
превзошла всех их`.
|
30.
|
Миловидность
обманчива и красота суетна; но жена,
боящаяся Господа, достойна хвалы.
|
31.
|
Дайте
ей от плода рук ее, и да прославят ее у
ворот дела ее!
|
<<НАЗАД<<^>>
ВПЕРЁД>>>^
Главы:
^<1-10>^<11-31>
| |
|